Выбор нории: чтобы экономия не стала фатальной | KMZ Industries

Выбор нории: чтобы экономия не стала фатальной

Экономить – желание естественное и вполне логичное. Поэтому производители норий изобретают «тысячу и один» способ усовершенствования конструкции, чтобы уменьшить себестоимость и конечную цену изделия. То есть стремятся убить двух зайцев: повысить рентабельность собственного производства и сделать изделие более привлекательным в глазах клиента. Однако такая экономия может привести к еще большим затратам, а иногда стать даже фатальной.

Итак, что надо знать о неоправданной экономии и какой именно она бывает.

Уменьшение диаметра барабана

        

Основной рабочий орган нории – ковши, размещенные на ленте. Они приводятся в движение с помощью приводного барабана. А натяжения норийной ленты обеспечивает натяжной барабан, расположенный в башмаке.

Чем меньше диаметр барабанов – тем дешевле в итоге и нория. Этим и пользуются некоторые производители, чтобы иметь ценовые преимущества при участии в тендерах.

Как экономят?

  1. Уменьшение диаметра приводного барабана позволяет снизить крутящий момент редуктора (вследствие уменьшения плеча приложения силы) и увеличить его выходную частоту вращения. Соответственно – удешевить привод.
  2. Кроме того, экономия на диаметрах приводного и натяжного барабанов позволяет уменьшить металлоемкость конструкции и также снизить общую стоимость изделия.

Что следует знать, выбирая подобную конструкцию?

  1. Передача вращения от приводного барабана на норийную ленту осуществляется благодаря трению. При уменьшении диаметра барабана пропорционально уменьшается площадь контакта между барабаном и лентой, что необходимо компенсировать постоянно повышенным натяжением ленты. Это, в свою очередь, приводит к более быстрому износу узлов.
  2. При уменьшении диаметра барабана пропорционально уменьшается центробежная сила разгрузки ковша: это приводит к неполной его разгрузке и в свою очередь к появлению обратной сыпи продукта к холостой ветви и приросту боя зерна. По данным исследований, при транспортировке зернового продукта норией производительностью 100 т/ч с диаметром приводного барабана 530 мм коэффициент поврежденного зерна на партии 100 тонн увеличивается на 0,5%, а прирост боя составляет около 0,5 тонны.

Кстати, указанные изменения конструкции производители части не афишируют. Поэтому рекомендуем поинтересоваться самостоятельно.

 

Барабан без центрированной обечайки

Наличие центрированной обечайки при изготовлении барабана из тонкого вальцовочного листа – технологически дорогостоящая процедура. Поэтому в целях удешевления общей стоимости изделия она не применяется.

Чем это опасно?

При транспортировке продукт может попадать между лентой и натяжным барабаном. Далее он расплющивается и налипает на обе части конструкции. Поскольку налипание происходит неравномерно, существует большая вероятность схода ленты с барабана

Альтернатива

Целесообразнее, хотя и несколько дороже, будет установить барабан типа «беличье колесо»: конструктивное исполнение у него такое, что продукт не налипает на ленту, а просыпается между прутьями. А сами прутья можно проточить для придания барабана свойств к центрированию ленты.

 

Отсутствие футеровки

Обычно приводной барабан норий футеруют материалами, повышающими сцепление между ним и норийный лентой. Это позволяет лучше передавать крутящий момент от привода.

Варианты «экономии»

Возможна поставка барабанов без футеровки или футеровка норийной лентой с помощью норийных болтов.
Какие последствия?
1. Скорость движения барабана и ленты будут различаться и, соответственно, пробуксовывать. А со временем это приведет к выходу из строя. Поэтому такая сомнительная экономия обернется для вас дополнительными затратами на ремонт обечайки барабана и замену норийной ленты.

Вариант вулканизации футеровочного слоя на барабан хоть и дороже, но гораздо долговечнее. Этот материал маслостойкий, негорючий и проводит статические электрические разряды — стандартная норийный лента этих свойств не имеет.
Сцепление между футеровкой и барабаном в таком случае гораздо больше, чем при использовании для крепления только норийных болтов — благодаря контакту по всей площади внешней обечайки барабана.

2. Во время движения норийной ленты по гладкому приводному барабану благодаря скорости вращения между ними возникает воздушная подушка – уменьшается сцепление и, соответственно, передаваемый крутящий момент. Это способствует уменьшению площади контакта между приводным барабаном и норийной лентой и пробуксовке с последующим ускоренным выходом из строя ленты или барабана.

Во избежание этого на вулканизованных футеровочных листах нарезают воздуховодные канавки (по аналогии с шинами автомобилей). На норийный ленте, которая выполняет функцию футеровки, выполнить это технологически дорого, а потому этого не делают.

Отсутствие шпоночного соединения

Есть вариант удешевления норийных барабанов, где вместо шпоночного соединения просто приваривают вал барабана.

Последствия

Ни о какой ремонтопригодность такого выполнения узла говорить не приходится: при поломке его необходимо полностью заменять на новый.
Внутренних напряжений после сварки в таких изделиях обычно никто не снимает (опять же из-за высокой стоимости такой операции) – а это приводит к обрыву вала по сварному шву.

***
Говорят, предупрежден – значит, вооружен. Будьте осведомлены о последствиях неоправданного удешевления транспортного оборудования для элеваторов и экономьте разумно.

Статья подготовлена специалистами KMZ Industries и опубликована в журнале «Зерно», №12 (153), 2018

Нет времени читать? Оставьте E-mail:

Прокрутить вверх

Нажмите «Нравится», чтобы читать
KMZ Industries в Facebook