Загрузка
Статьи и обзоры
Статьи и обзоры

Интервью с Анатолием Кобзаренко в рамках совместного проекта компании KMZ Industries и Agravery.com

23.08.2019

Анатолий Кобзаренко Завод Кобзаренко

Анатолий Кобзаренко: Благодаря дотациям производители украинской техники стоят на две ступени ближе к покупателю

Пока большинство украинских производителей техники и оборудования жалуются на засилье иностранных производителей и неконкурентоспособность – Анатолий Кобзаренко, владелец известного «Завода Кобзаренко», расположенного в Сумской области, купил еще один завод в Ромнах и достраивает новое предприятие в Польше стоимостью более 5 млн евро. О мотивации к работе, депутатских амбициях, жизни в спорте и вне его – он рассказал в интервью для проекта «ЖЗЛ: Жизнь. Зерно. Люди».

Еще два года назад Вы анонсировали строительство «Завода Кобзаренко» в Польше, в городе Белхатув. Однако до сих пор официального открытия этого объекта не было. Расскажите, на каком этапе проект?

– Начался активный этап строительства. Сейчас готова крыша здания завода, навесили кран-балки, осталось облицевать стены и залить бетоном пол. До 1 января 2020 года завод должен быть полностью сдан в эксплуатацию. Уже на следующий день мы отправит наших лучших специалистов – налаживать там производство.

Почему выбрали именно Польшу?
– Дело в том, что сейчас у нас много клиентов в странах ЕС. Для доставки продукции из Сумской области в Европу очень большое логистическое «плечо». Фактически мы создаем компактный вариант предприятия – копию производства в Украине. В основном цехе площадью 5 тыс. кв. м будут расположены сварочный, покрасочный, токарный и другие участки.
Само место для строительства выбрали тоже не случайно – рядом расположены несколько логистических центров, один из которых принадлежит компании «Amazon». Поэтому оттуда будет удобно доставлять клиентам продукцию по всей Европе. Точно так же, в случае доставки из Польши, нет никаких проблем с таможенным оформлением, отсутствует двойной таможенный тариф, который нужно платить при ввозе и при выгрузке оборудования. Соответственно, ниже накладные расходы и стоимость наших изделий. Еще одна причина – в Европе очень низкие ставки кредитования производителя и ставки на лизинг техники.

Какие виды оборудования будете производить на новом заводе?
– Когда запустим завод, тогда посмотрим, ведь рынок и спрос очень динамично меняются. Главное – другое. К примеру, половина стоимости прицепа – это подвеска и колеса: мы их везем из Европы в Украину, потом свариваем и везем обратно в Европу. А можно сделать в Украине одни рамы, привезти в Польшу, добавить подвески и другое необходимое и продать в Европе – со сроком доставки в один день.
Сейчас наши фуры с оборудованием простаивают по трое суток на границе в Украину и по четыре – обратно. Поэтому вы понимаете, сколько времени и денег тратится на логистику? Благодаря новому заводу мы сможем быть ближе к покупателю, торговать активнее. К тому же, доверие к оборудованию, которое создано на территории ЕС, больше, чем к стране, где идут военные действия, – это горькая правда.

Какие общие инвестиции в завод, и как быстро планируете их вернуть?
– Около 5 млн евро. Из них 2,3 млн евро нам на безвозвратной основе предоставил ЕС – только за то, что мы будем там производить инновационную продукцию. Эти средства пойдут на погашение кредита в банке, который мы брали под строительство. Согласно бизнес-плану срок окупаемости инвестиций в завод – 5 лет. Надеюсь, это может произойти даже быстрее.

Не боитесь нехватки рабочей силы, ведь поляки уже давно работают на немцев, а украинские заробитчане – трудоустроены у поляков?
– Не, потому что у нас по этому вопросу есть четкий план, нехватки рабочей силы не будет. Во-первых, мы будем платить конкурентные зарплаты, поэтому местные специалисты будут заинтересованы работать у нас. Кроме того, будем привлекать украинцев: они будут работать на заводе в Польше, а каждые две недели смогут ездить домой, в Украину – запустим для них бесплатный автобус.

А еще один завод в ЕС не планируете построить?
– Здесь довольно интересная история. Скорее всего, у меня будет еще один завод во Франции. И я его не построил и не купил. На одной из выставок познакомился с интересным французским бизнесменом преклонного возраста – ему сейчас 91 год. Он сначала предложил мне купить его завод во Франции, а затем, через некоторое время, мы встретились на выставке в Париже – и он, увидев, что и как мы делаем, предложил мне свой завод просто подарить. К сожалению, у меня нет даже времени поехать во Францию и получить этот оригинальный «подарок».

В конце прошлого года «Завод Кобзаренко» открыл новый филиал в городе Ромны Сумской области. Расскажите, какую технику там производите? На какие мощности удалось выйти?
– Да, на новом заводе мы будем делать оси для оборудования. Тогда еще 25% стоимости будет оставаться здесь, в Украине – покупатели смогут получить госкомпенсацию при покупке прицепов. Я хочу пригласить итальянских производителей, чтобы они поставили в Украину станки в июле этого года, и уже вскоре оси нашего производства будут фаворитами у покупателей.
Именно закон о государственных компенсациях стимулировал меня двигаться, делать новые проекты. Гораздо проще покупать за границей, чем делать самому. Но это новые горизонты. Я настроен решительно – хочу помогать оборонной промышленности, получать государственные заказы. Кто знает, возможно, будем производить БТРы в Ромнах. Так мы постепенно восстановим машиностроение. Ведь раньше в Ромнах было 4 мощных завода, а сейчас заработал один – наш.

Какие новинки завода покупатели увидят в этом году?
– Недавно на выставке «АГРО-2019» мы представили свекловичный перегружатель, который перегружает продукцию из комбайна на автомобиль. Мы его усовершенствовали с прошлого сезона и будем презентовать на немецкой выставке в Ганновере. Кроме того, недавно презентовали квадратный тюковоз: еще зимой у нас был только его прототип, а сейчас первую единицу продали в Чехию, есть еще ряд заказов. Тюковозы, тюкопресс – это наша тема, мы их сделали по очень конкурентной цене – почти вдвое дешевле, чем у европейских конкурентов. Кроме того, в этом году мы представили бочки для заделывания в грунт жидкого перегноя. Эти бочки сделаны специально под дисковую борону, благодаря чему весь азот остается в земле. Сейчас делаем 9 видов различных накопителей – мы впереди многих европейских производителей. В этом году в Ганновере также представим бункер-накопитель на гусеничном ходу. В Канаде эти накопители весьма популярны, а вот в Европе до сих пор не было ни одного производителя. Они используются на рисовых полях или на переувлажненных почвах. И даже в Украине, в Жашковском районе, у нас уже есть первый заказчик этой техники.

От общего объема продаж завода какая часть продается в Украине, а какая – за рубежом?
– Где-то 55% в Украине и 45% – за рубежом. Хочу, чтобы уже к концу года эти цифры сравнялись.

Понятно, что при таких затратах без кредитов не обойтись. Берете их чаще в Украине или за границей?
– Учитывая достаточно большую долю экспорта, я мог бы все кредиты брать в валюте – под 5,5% годовых, однако делаю это 50/50. На то, что я покупаю в Европе, – например, новые станки, я беру кредиты там, а на то, что покупаю в Украине, – пользуюсь кредитованием украинских банков под 19–20% годовых. Сегодня я взял в кредит более 130 млн гривен.

О новинках техники и вдохновении

Можете ли Вы назвать ТОП-3 самых популярных видов техники среди покупателей завода?
– Первое – это различные виды бункеров: за прошлый год мы продали более 500 штук. Второе – различные виды прицепов. И третье – бочки. Постоянно растет популярность тюковозов – за год продали более 100 штук.

Какую технику планируете производить в будущем?
– Хотим производить различные виды навесного оборудования – например, ковшей к телескопическим погрузчикам. Мы уже понемногу производим отвалы для снега, делаем их с навеской под различные виды тракторов.

Как появляются идеи новинок? Это Ваши идеи или все же больше инженеров предприятия?
– Это коллективная работа. За год мы бываем на 20 украинских и иностранных выставках техники, наблюдаем за новинками и трендами. Затем собираемся все вместе вечером и устраиваем мозговые штурмы, делимся впечатлениями. Не поверите, но иногда даже в бане возникают такие отличные идеи! Помню, как наши инженеры придумали разгрузчик вагонов, использующий поворотный круг от транспортного прицепа, – это новинка, которой нет в мире. Сейчас она очень активно продается в Европе. Но этого мало – будем больше работать над продажами на рынках Африки и Азии. Сейчас мы идем к этой цели.

А какие перспективы сотрудничества с другими машиностроительными заводами? К примеру, я знаю, что Вы работали с KMZ Industries и создали зерносушилку на альтернативном топливе. Расскажите об этом подробнее.
– Должен сказать, что сотрудничество с другими украинскими производителями – это всегда хорошее дело, своеобразная коллаборация усилий. Мы действительно приобрели у KMZ Industries сушилку и оснастили не ее газовой горелкой, а котлом на щепе. Пока аграрии присматриваются к этой новинке, и я убежден, что она будет иметь успех: если купят несколько фермеров, за ними подтянутся и остальные.

Насколько эффективна эта разработка? Есть ли какие-то конкретные цифры?
– Это разработка будущего. Стоимость тепла на щепе в четыре раза дешевле, чем на газе. Ограничительный фактор – начальные капиталовложения: котел на щепе стоит 5 млн грн, а сама газовая горелка – 100 тыс. грн. Поэтому фермеры считают, что им проще будет платить за российский газ, чем использовать украинское топливо. Если бы государство додумалась компенсировать часть стоимости этих котлов, например 25–30%, и они бы возвращались покупателю, то он бы перестал наконец спонсировать Россию, и деньги не конвертировались бы в валюту, а вращались внутри государства.

Будете продолжать сотрудничество с KMZ Industries, есть договоренности или планы новых разработок?
– Встречались с руководством KMZ Industries, обсуждали дальнейшие планы. Свою главную задачу я вижу в том, чтобы люди возвращались к щепе. Этот ресурс у нас практически неисчерпаем, хватит на несколько поколений вперед. Я хочу, чтобы таких производителей оборудования на альтернативном топливе становилось больше.

Сколько людей у Вас сейчас работает на «Заводе Кобзаренко»?
– Более 800 человек.

Как подбираете людей в команду? На какие качества работника обращаете внимание? Доверяете больше интуиции или все же более рационально подходите к выбору?
– Сейчас на это нет времени – я делегировал эти полномочия своим руководителям подразделений, они сами подбирают членов команды. Они точно знают, какой человек будет работать и приносить пользу заводу, а какой – нет. К сожалению, многие люди не хотят работать головой, а хотят больше зарабатывать.

Можете себя описать одним словом как руководителя?
– Надеюсь, это будет слово «справедливый». Со всеми стараюсь поступать по совести и ценю профессионалов. Именно поэтому больших проблем с кадрами на моих мощностях нет, – люди работают годами, получают достойную зарплату. К тому же, я постоянно на связи, в курсе всех, вплоть до мельчайших, проблем предприятия – мой телефон включен 24/7.

О государственной политике и депутатстве

По вашему мнению, государственные дотации на отечественную технику дают возможность выравнивать позиции украинских производителей на рынке? Становятся они действительно конкурентными?
– Приведу простой пример – недавно на выставке «АГРО-2019» я увидел прицеп турецкого производства. Он хорошего качества и по конкурентной цене. Однако доставка в Украину и импортная пошлина (поскольку Турция не является членом ЕС), плюс здесь нет их сервисной службы. Поэтому покупатель еще трижды подумает, брать ли такие прицепы. Мы предлагаем аналогичные по качеству прицепы, у них даже лучшие оси и цена не намного выше турецкой. А благодаря тому, что аграрии могут получить 25% компенсации от государства, то понятно, у кого они будут покупать.

Иногда агропроизводители усматривают определенную коррупционную составляющую в дотациях, мол, выигрывают только «приближенные к власти». Нет ли такого в дотациях на технику?
– Нет, никакой коррупционной составляющей нет и быть не может. Покупатель подает документы в банк и получает обратно средства от государства. Благодаря дотациям сейчас все производители украинской техники стоят минимум на две ступеньки ближе к покупателю. Клиент покупает по приемлемой цене да еще и возвращает себе часть средств – кто от такого откажется? Это очень большая заслуга правительства, депутатов, которые «пробивали» этот закон в Верховной Раде. Поверьте, мне как производителю техники дотации не нужны – у нас на заводе постоянно наращиваются продажи. Дотации нужны клиенту, ему помогают купить и полюбить украинскую технику. Как говорится – покупай украинское, плати украинцам. Это не просто ради патриотизма, это еще и выгоднее. Мы платим налоги в Украине, прибыли идут на зарплату работникам, а потом они идут в магазины и покупают товар. Деньги вращаются внутри государства, а не вывозятся мешками за границу.

Многие налогов платит Ваш завод в государственную казну?
– Плачу исправно, не скрываю доходов. По результатам прошлого года мы заплатили 150 млн гривен налогов. Они пошли не в Италию или Польшу, а на развитие Украины.

А если госкомпенсацию таки отменят?
– Нужно чтобы не отменили. Можно дойти до того, что будем как одна из компаний, которая производит комбайн в Скандинавии, здесь, на одном из заводов, его скручивают и говорят, что он украинский. Какой же украинский, где технологии? Понимаете, экономический потенциал страны, это как мышцы, – наращивается не один год. Когда-то и украинские моторы будем производить. Не мы, приедут такие компании, как «Мерседес», построят здесь завод, и будут производить «Мерседес Украина», ничем не хуже немецкого. Надо правильно строить государственную политику, тогда и места новые рабочие будут, и достойные зарплаты, и специалисты, которые выучились в Польше и вернутся назад, потому что здесь платят больше.

Вы много говорите и о роли государства и о правильной политике. Может, время идти на выборы и самостоятельно отстаивать позицию?
– Вы правы. Если идти на выборы, то только побеждать – я по-другому не умею. Если просто участвовать, то лучше этого не делать.

Значит, увидим Вас среди новых народных избранников?
– Не буду обещать. Все увидим 21 июля.

О социальной работе, отдыхе и цене успеха

Знаю, что Вы проводите активную социальную работу, не так ли?
– Действительно, это так. Мы активно помогаем в проведении детских соревнований. Вот к примеру, в конце июня будем проводить полумарафон «Папа, мама, я – спортивная семья». Активно привлекаем детей к спорту. Я убежден, что когда отец будет делать утром зарядку, то и дети будут брать с него пример. К осени хотим сделать современный спортивно-тренажерный зал в Ромнах, люди будут туда ходить заниматься бесплатно, и я буду счастлив. Надо приучать общество не к водке или пиву, а к спорту.

А сами Вы спортом занимаетесь?
– Я сам боксер, кандидат в мастера спорта. Но я сейчас бегаю – за год выходит на менее 500 километров. Хотел бы участвовать в марафонах, но с моим рабочим графиком это нереально. Подтягиваюсь 13 раз, хотя было минимум 15.

Как семья реагирует на то, что вы постоянно заняты?
– Очень просто – они не стоят в стороне, всегда рядом со мной, помогают с заводом. И жена Татьяна, и сын Дмитрий при деле. Вот даже здесь во время нашего интервью они рядом стоят, и это очень приятно, это поддержка для меня – неоценима.

Вы упомянули, что Вам помогает сын. Какие функции сейчас на него возложены, и планируете ли в будущем передать ему дела?
– Сейчас я передал все дела по заводу в Польше сыну. Он фактически будет его владельцем, сейчас курирует все процессы, которые там происходят, будет работать также отдельно наемный директор. Что касается завода в Украине, то им скорее всего будет заниматься моя дочь. Сейчас она работает в Германии, в финансово-инвестиционном секторе, и совершенствует языки. Я хочу, чтобы дети работали эффективнее, чем я, привлекали инвестиции, продавали акции завода – это хорошая европейская практика.

А на отдых время остается? Куда любите путешествовать?
– Ой, это, пожалуй, самый трудный вопрос. Я живу только работой, а даже отдых у меня перерастает в работу. В год получается около двух недель – в горы на лыжах, или на море едем семьей. Но чаще выходит параллельно – например, ездили в Болгарию на выставку, удалось за один день загореть. Поэтому загораем в работе.

Чувствуете определенную зависть от окружающих, вы же много всего сделали, создали большой бизнес?
– Я не понимаю зависти. Хотя себе бы я точно не позавидовал, зная, как тяжело приходится работать. Что касается других – не знаю, у меня нет времени над этим думать.

Считаете ли себя успешным? В чем главный секрет Вашего бизнес-успеха?
– Секрет? Простой и даже примитивный. Как говорил Генри Форбс: «Человек должен целый день думать о работе, а ночью она должна ему сниться».

Источник по ссылке (текст подан на украинском языке).

ПОПУЛЯРНОЕ

KMZ Industries присоединилась к программе Lugera Ukraine и USAID "Вернем таланты в Украину"

Цель программы - помочь тысячам украинцев, пострадавшим от войны, получить качественную работу Детальнее

Элеватор под пулями: как быстро восстановить поврежденный силос и не потратить зря деньги

С начала полномасштабного вторжения россии в нашей стране, по разным оценкам, оккупантами была разрушена по меньшей мере пятая часть элеваторов и утрачено минимум 9,4 млн тонн мощностей для хранения. Поэтому очень острым становится вопрос как строительства новых силосов, так и восстановления поврежденных мощностей. Что следует учесть, если аграрию нужно восстановить поврежденный элеватор, и как справляются те, кого это уже коснулось, разбирались журналисты GrowHow. Детальнее

Курс на энергоэффективность: новые транспортеры и нории KMZ Industries нашли своих первых покупателей

Разработаны и испытаны новые линейки цепных транспортеров и норий производительностью 100 и 175 т/ч. Детальнее

«АГРО ГРАНТИ»: отныне информация об актуальных грантах и финансовых программах для агро в одном Telegram-канале

«АГРО ГРАНТИ» - канал о грантах и интересных программах финансовой и нефинансовой поддержки для украинских производителей зерновых, масличных и бобовых культур, владельцев элеваторных и перерабатывающих мощностей. Детальнее

Эффективность службы главного инженера можно определить по количеству возникающих проблем именно в неудобное время: когда оборудование работает с продуктом

О важности службы главного инженера и о необходимых мерах, позволяющих предотвратить проблемы на элеваторе, директор по монтажу и строительству KMZ Industries Вячеслав Степанчук. Детальнее

Ключевые импортеры элеваторного оборудования KMZ Industries – из ближайших стран

Наибольшую долю в экспорте оборудования KMZ Industries имеет Румыния Детальнее

Синергия | KMZ Industries

Синергия между производством, командой и аграриями является основой успеха каждого в этом списке. Вместе мы создаем новые возможности для развития отраслей и содействуем развитию Украины. Объединяем усилия и помогаем друг другу реагировать на новые вызовы и переменные обстоятельства. Детальнее

Заметки с предзаявочного вебинара USAID АГРО о грантах для развития мощностей по доработке, сушке и хранению зерна

USAID АГРО предоставит до 270 млн грн софинансирования на развитие мощностей по доработке, сушке и хранению зерна. Вот что нужно знать перед тем, как подать заявку на участие в конкурсе и увеличить свои шансы на получение гранта. Детальнее
СВІТОВИЙ ВИРОБНИК

ПОНАД 5000 ПРОЄКТІВ
ВТІЛЕНО В СВІТІ

Поделиться:
Отправить ссылку
на эту страницу: