15.07.2020
«Дирижеры аграрного контента» – собственный проект компании KMZ Industries. Серия интервью с руководителями, главными редакторами ведущих аграрных онлайн и печатных изданий, а также с редакторами рубрик «Хранение и переработка зерна»: о стиле работы и специфике медиа, видении рынка и перспективах отрасли и даже о собственных хобби и мечтах – чтобы вы знали, какие личности стоят за кулисами создания качественного контента для элеваторщиков, лучше понимали их и открыли изюминки изданий. Проект открывает интервью с Инной Воробьевой, главредом Elevatorist.com.
Инна Воробьева как дирижер контента главного элеваторного сайта страны поделилась воспоминаниями о времени, когда пришла в агро, рассказала о том, как отличались запросы на информацию от элеваторщиков тогда и сейчас, и поведала о тонкостях управления командой на удаленке, которые освоила еще за много лет до того, как они стали мейнстримом во время пандемии.
Инна, как пришли в сферу агромедиа и Elevatorist в частности?
– Elevatorist.com – мое первое агро, если не считать опыта работы на элеваторе во время летних каникул в школьные годы:) Моя первая работа была на току – помощником весовщика в одной из уборочных кампаний в селе Шатовка Лозовского района Харьковской области. Там я заработала свои первые деньги – нереальная для меня на тот момент сума – и купила на них платье. А председатель колхоза Владимир Тягло, который вручал мне похвальную грамоту, в скором времени стал послом в Армении.
В Elevatorist попала случайно. До этого много лет работала на местном телевидении в городе Лозовая, а потом со мной случилось то, что называют профессиональным выгоранием. На дворе был 13-й предреволюционный год, я ощущала, что надо куда-то двигаться. Начала подрабатывать в Latifundist.com, написала на фрилансе пару статей. А потом холдинг Latifundist Media решил запустить еще один сайт. Так я получила предложение.
Тогда была далека от агро и с опасением думала, где я, а где элеваторы. Но, во-первых, мне нужна была работа, такая, какой я ее себе видела, и чтоб и стабильно, и чтобы с выездом. А, во-вторых, проснулся дух авантюризма. Решила: ну ладно, буду разбираться потом, а сейчас все-таки попробую предложить себя на эту должность.
В эфир мы вышли 1 ноября 2013 года. Новость и звонки с поздравлениями застали меня в командировке: в это время я была в Одессе на открытии терминала «Бруклин-Киев».
Когда начинали, полтора года работала на сайте сама. Мне помогали новостями с Latifundist.com, были блогеры – большое спасибо Игорю Швагеру, Наташе Панасюк и многим другим.
Как «открывали двери» элеваторов, завоевывали доверие, добывали первую информацию?
– Рынок тогда был очень закрытым. По сравнению с тем, что сейчас, это не то что разные, даже несравнимые вещи. Сейчас у элеваторов большая конкуренция, они стараются быть прозрачными, и им выгодно работать на репутацию. Раньше же, некуда от этого деться, не все зарабатывали честными путями, поэтому старались быть закрытыми. Помню, одно время мы пытались узнать тарифную сетку, чтобы опубликовать сравнение цен на услуги разных зернохранилищ. Это давалось с огромным трудом и выглядело, как будто звонишь в ЦРУ и выведываешь какие-то страшные секреты:) Сейчас такая информация публикуется на сайтах элеваторов свободно, без проблем можно все это выяснить.
Кроме того, когда мы начинали работать, Elevatorist.соm никто не знал. Пробиваться было сложно. Да и интернет в те времена не очень котировался: популярны были печатные издания. И тут мы нагло врываемся в этот элеваторный рынок. Но спасибо, нас поддержали, в том числе и ваш завод. В ноябре сайт вышел в эфир и в этот же месяц мы поехали в нашу первую АгроЭкспедицию, партнером которой выступил, в том числе и KMZ Industries. Ваше предприятие представлял главный инженер Юрий Борщ, который рассказывал о больной тогда для элеваторов теме — протирании самотеков. Сейчас эта проблема решается футеровкой.
Первая АгроЭкспедиция далась мне очень сложно. Это теперь все выезды тщательно готовятся, над ними работает команда. Тогда же я одна составляла маршрут, ночью писала и верстала материал, чтобы утром уже выставить его на сайт. Конечно, первые тексты были не настолько «техническими», и я всерьез опасалась, что меня после этого тура уволят, потому что было много критики. Но я получила квоту доверия.
Я училась у практиков и постепенно начинала все больше понимать тонкости элеваторного дела. Сегодня и наши АгроЭкспедиции, и подача материалов — все изменилось. Нас читают и на нас ориентируются элеватористы в Украине, в ближнем и в дальнем зарубежье. Это обязывает.
Элеваторы тогда и сейчас – насколько сильно они отличаются? А элеваторщики? Как относятся к бизнесу, к управлению, выбору оборудования теперь?
– Акценты однозначно смещаются. Когда мы начинали, писали исключительно об элеваторах. Сейчас у нас тематика гораздо шире: трейдинг, логистика, переработка и многое другое. Теперь элеватор – это не только здание и техника. Это и качество зерна, и экономика, и репутация. Элеваторы обеспокоены тем, как получить зерно экспортного качества, как обойтись без рекламаций, внедрять/не внедрять ХАСCП, как вести учет продукции, и так далее.
Что касается оборудования, то, на мой взгляд, его сегодня выбирают с учетом таких главных факторов: скорость приемки и отгрузки, энергоэффективность и сохранение качества продукции.
Наверное, я выскажу крамольную мысль, но по моему субъективному мнению, в Украине нет большого дефицита в мощностях по хранению, как утверждают другие эксперты. Возможно, он существует очень точечно в отдельных регионах. Дефицит существует не в емкостях как таковых, а в технологичности, эффективности работы элеваторов, в удобной логистике. Даже новые элеваторы некоторые инвесторы строят, не продумывая до конца экономику. В результате предприятия не работают на оптимальную мощность.
Да, элеваторы продолжают строить, но, я думаю, уже не из-за дефицита мощностей. Происходит перераспределение зернового рынка. Все больше новых компаний начинают заниматься землей и трейдингом. И они обеспечивают себя инфраструктурой.
Возвращаясь к сайту. Какой тип контента наиболее интересен Вашим читателям сегодня? Новости, лонгриды, популярный сейчас видеоформат? Как чувствуете, что будет актуально в ближайшем будущем?
– Думаю, наш читатель не особо задумывается о форматах текстов. Он может прочитать новость, и она ему будет актуальна. Или прочитает большой текст, и он ему откликнется. Вопрос в наполнении этих форматов. Если в красивую обертку завернуть неинтересную рынку информацию, она все равно пройдет мимо.
А как удается держать баланс между необходимостью в рекламе и сохранением позиции независимого СМИ с исключительно полезным контентом?
– Мы объясняем партнерам, что время приторной сладкой рекламы прошло. Это уже давно не работает и совершенно не воспринимается читателями. Нужно писать объективно, объяснять, рассказывать, давать полезный контент. Элеваторный рынок довольно замкнутый, сарафанное радио работает хорошо, и как не пиши «сладко», это никого не обманет.
В прошлом году Вы впервые были в роли модератора на отраслевой конференции «Элеватор-2019». Наверняка, предложения поступают все чаще и чаще. Каким должен быть проект, чтобы Вы согласились принять в нем участие?
– Принимаю приглашения модерировать только те темы, в которых разбираюсь. Если это узкоспециализированные панели, то посоветую пригласить профильного специалиста. Ради пиара браться за любое модераторство и задавать потом уважаемым спикерам «странные» вопросы – считаю, это непрофессионально.
Если раньше отраслевые медиа в основном были только информационными партнерами мероприятий, то глядя на Ваши заседания «Клуба элеватористов», можно считать, что Elevatorist уверенно идет к занятию своей ниши на аграрных ивентах. Как пришла идея его создания? Не собираетесь ли переводить в онлайн или ждете возможности возобновить? Какой наиболее интересный инсайт был на них?
– Если остальные ребята на этом хорошо зарабатывают (я не знаю экономику, но думаю, что это выгодно, иначе бы они их не проводили, потому что это очень сложно), то у нас другая цель – создать площадку, для того чтобы элеваторщики могли высказаться и пообщаться между собой. Это для нас не бизнес, а продолжение задач сайта.
В отличие от конференций, где может быть до двадцати спикеров с рекламой и которые там вряд ли толком будут услышаны, здесь совсем другая атмосфера. Живой разговор практиков, возможность озвучить свои проблемы, увидеть, что ты не одинок, что похожие моменты есть и у коллег, поделиться друг с другом решениями.
Не так давно, например, приглашали на встречу представителей портовых и линейных элеваторов – их до этого никто никогда вместе не собирал. А между тем у каждой стороны есть свои интересы, и нужно прийти к консенсусу, чтобы работа была нормально построена. Или заседание «Клуба элеватористов», которое проходило при поддержке KMZ Industries, – это тоже впервые была попытка установить диалог между профильными вузами, элеваторами и производителями оборудования для зернохранилищ. Практические поиски решений и конкретные предложения, как в условиях дефицита кадров сделать подготовку будущих елеватористов максимально эффективной и приближенной к реалиям.
Уже сейчас создалось ядро инициативных людей, они рады видеть друг друга и постоянно спрашивают, когда будем проводить следующие заседания. Планируем продолжение, ждем только снятия карантинных ограничений в этом плане. В онлайн переводить не будем – никакой другой формат не даст такого эффекта, как живое общение.
Вы упомянули о карантинных ограничениях. Как чувствуют себя элеватористы, повлияла ли на этот бизнес пандемия? Какие прогнозы на сезон?
– Все элеваторы работают (с соблюдением правил безопасности, конечно), отрасль не пострадала от пандемии. Зернохранилища, как и Ваше предприятие, подпадают под категорию, которой разрешено работать в этих условиях. Никто не отменял ни работу, ни приемку зерна нового урожая. Нельзя остановить тот же экспорт – это в том числе выполнение бюджета страны.
Что касается перспектив сезона, то из-за разных погодных условий по разным регионам и в разные месяцы никто пока окончательно не может сделать прогноза по урожайности. Единственное, что можно сказать, в отличие от прошлых лет немного будет растянута уборочная, особенно по кукурузе. В разных областях она по-разному созревала, где-то пересеивали. Поэтому и элеваторам, наверное, придется растянуть сезон по приемке.
Что касается карантина: в период нестабильных ситуаций потребность в информации у читателей возрастает в разы. Работали с учетом этого фактора?
– Если смотреть по нашему сайту, сначала потребность действительно возросла. Все пытались разобраться, как в этих условиях работать, что с этим делать. Был всплеск читательского интереса. А потом, если честно, получился передоз информации. Такая массированная атака произошла вообще на всех людей, не только на элеваторщиков – они же тоже читают не только специализированную информацию. Думаю, мы все это на себе ощутили – стресс и информационный перегруз. Все начали друг друга учить чему-то, брали интервью и «играли в СМИ» даже те, кто раньше этим никогда не занимался. Нездоровая волна zoom-конференций… Их было такое множество, что люди просто подустали резко, и у нас был даже некоторый спад читательской активности. А потом мы вернулись в свои рамки, и по просмотрам тоже. Все наладилось, люди возвратились к работе и стали читать то, что им нравится.
Кстати, карантин актуализировал удаленную работу, конечно, обнажив все «за» и «против» такого формата. Вы с первого дня управляете командой в разных городах. Как удалось наладить работу?
– Есть системы, в которых работаем: постановка и контроль задач происходит в нескольких программах. Очень помогает Telegram. Там у нас происходит живое общение между коллективом. Пользуемся Google meet. Конечно же, периодически съезжаемся, встречаемся. Раньше это было чаще. Сегодня пока стараемся общаться удаленно.
Вообще для тех, кто переходит в онлайн-формат работы, хотела бы дать главный совет: с людьми нужно разговаривать. Когда ты больше коммуницируешь в переписке, можешь написать что-то с одними эмоциями, а эту фразу прочитают совсем с другими. Или кто-то занят и поэтому коротко отписался, а выглядит это так, будто тебя игнорируют. Если есть сомнения, чтобы не накапливать негатив по поводу каких-то моментов, лучше сразу позвонить и пообщаться. Также и в случае недопониманий между сотрудниками – как правило, это всего лишь недостатки той же письменной коммуникации.
Как бы ни развивалась диджитализация, онлайн-форматы, живого человеческого общения все равно никто не заменит. И не надо его заменять. Сколько бы люди не говорили о своей интровертности, без общения они дичают и впадают в депрессию. Всем приятно слышать человеческий голос, слышать свое имя и получать внимание. Когда вошли в карантин и особенно ощущалась некая дезориентация, я постоянно разговаривала со своей командой, поддерживала. Общение очень важно!
Вы сами подбирали команду?
– Конечно, как любой руководитель. Смотрела не только на профессиональные качества, но и на личные. Непросто работать с человеком, с которым тебе эмоционально некомфортно. Вся наша команда – личности, очень разные, и это хорошо – мы друг друга дополняем. Например, чтобы наполнять «Карту элеваторов», нужно постоянно вносить множество цифр, точной информации. Для творческого человека — это сплошная демотивация. У нас этим занимается менеджер, которая работала главным бухгалтером.
Вообще на наш сайт сложно найти людей. Он более технический по сравнению с другими сайтами Latifundist Media. Журналисту непросто все время вариться в такой информации. Хочется чего-то и более легкого. Роман, например, написать и усеять его цветами:) Притом, чего греха таить, у нас же женский коллектив.
А элеваторщики – преимущественно мужчины. Не было никогда предвзятости?
– Нет. Сейчас этих граней нет. Многие женщины управляют элеваторами и делают это с большим успехом. На самом деле все зависит исключительно от профессионализма, и по мере углубления в тему растет и твоя уверенность, независимо от гендерной принадлежности. Это только вопрос компетенции.
Если бы принимали то предложение о сотрудничестве с Elevatorist.com сейчас, уже точно зная, какие сложности поначалу ожидают, согласились бы? Если бы не эта работа, то кем бы стали? Есть у Вас любимые занятия, хобби?
– Elevatorist стал для меня отличной школой жизни, но если бы мне ее предложили сейчас, не знаю, согласилась ли бы на такую авантюру:).
Чем бы занималась, если бы не журналистика? Может быть, выращиванием цветов и ландшафтным дизайном. Но этому надо учиться:). Работа не земле меня успокаивает, и я даже сейчас прибегаю к этому, чтобы ненадолго отвлечься от компьютера и непрерывного потока информации. Нравится мне также психология: мне интересны люди, их характеры. Возможно, могла бы развиваться в этом направлении.
Из хобби – чтение. Постоянно стремлюсь чему-то учиться. Журналисту недостаточно только уметь писать. Нужно понимать тот же маркетинг, SMM, СЕО и так далее. Нужно уметь писать истории, знать, как тот же сторителлинг применить в технических текстах. Любой информации нужна эмоция.
Хобби помогает не выгореть?
– Не выгореть в нашей профессии очень сложно. Я знаю много журналистов, которые в последние год-два ушли из профессии.
Как я с этим справляюсь? Да никак не справляюсь. Просто заставляю себя после очередных выгораний возрождаться, как птица Феникс:). Есть ответственность перед читателями, перед коллективом.
И еще в нашей команде можно работать, только если действительно любишь элеваторы. Иногда слышу: «Элеваторы? О чем там писать? Они же все серые и одинаковые». В ноябре Elevatorist.com будет уже 7 лет, и для нас до сих пор нет ни одного одинакового элеватора.
Пусть даже в некоторых компаниях они построены по типовому проекту – там наполнение всегда разное. Наполняют элеватор люди. За любой технологией стоят люди. И самые крутые элеваторы – круты потому, что там есть сотрудники с горящими глазами, которые выполняют даже рутинную работу не формально, а пытаются все время что-то усовершенствовать, иногда практически живут там.
Такие люди меня восхищают, и такие элеваторы, уверена, выдержат любую конкуренцию. Вообще это касается любой компании. И элеваторов, и производителей элеваторного оборудования, и создателей контента. Я апологет того, что в первую очередь надо вкладываться в команду, в любом деле. И тогда успех обеспечен.
+38 (05346) 221 38
39500, Украина, Полтавская обл.,
г. Карловка, ул. Сергея Нигояна, 2
+38 (050) 435 76 97
sales@kmzindustries.ua ,
02002, Украина, м. Киев,
ул. Никольско-Слободская, 2В, офис 157