RU

    Статьи и обзоры
    Статьи и обзоры

    Интервью с Анатолием Кобзаренко в рамках совместного проекта компании KMZ Industries и Agravery.com

    23.08.2019

    Анатолий Кобзаренко Завод Кобзаренко

    Анатолий Кобзаренко: Благодаря дотациям производители украинской техники стоят на две ступени ближе к покупателю

    Пока большинство украинских производителей техники и оборудования жалуются на засилье иностранных производителей и неконкурентоспособность – Анатолий Кобзаренко, владелец известного «Завода Кобзаренко», расположенного в Сумской области, купил еще один завод в Ромнах и достраивает новое предприятие в Польше стоимостью более 5 млн евро. О мотивации к работе, депутатских амбициях, жизни в спорте и вне его – он рассказал в интервью для проекта «ЖЗЛ: Жизнь. Зерно. Люди».

    Еще два года назад Вы анонсировали строительство «Завода Кобзаренко» в Польше, в городе Белхатув. Однако до сих пор официального открытия этого объекта не было. Расскажите, на каком этапе проект?

    – Начался активный этап строительства. Сейчас готова крыша здания завода, навесили кран-балки, осталось облицевать стены и залить бетоном пол. До 1 января 2020 года завод должен быть полностью сдан в эксплуатацию. Уже на следующий день мы отправит наших лучших специалистов – налаживать там производство.

    Почему выбрали именно Польшу?
    – Дело в том, что сейчас у нас много клиентов в странах ЕС. Для доставки продукции из Сумской области в Европу очень большое логистическое «плечо». Фактически мы создаем компактный вариант предприятия – копию производства в Украине. В основном цехе площадью 5 тыс. кв. м будут расположены сварочный, покрасочный, токарный и другие участки.
    Само место для строительства выбрали тоже не случайно – рядом расположены несколько логистических центров, один из которых принадлежит компании «Amazon». Поэтому оттуда будет удобно доставлять клиентам продукцию по всей Европе. Точно так же, в случае доставки из Польши, нет никаких проблем с таможенным оформлением, отсутствует двойной таможенный тариф, который нужно платить при ввозе и при выгрузке оборудования. Соответственно, ниже накладные расходы и стоимость наших изделий. Еще одна причина – в Европе очень низкие ставки кредитования производителя и ставки на лизинг техники.

    Какие виды оборудования будете производить на новом заводе?
    – Когда запустим завод, тогда посмотрим, ведь рынок и спрос очень динамично меняются. Главное – другое. К примеру, половина стоимости прицепа – это подвеска и колеса: мы их везем из Европы в Украину, потом свариваем и везем обратно в Европу. А можно сделать в Украине одни рамы, привезти в Польшу, добавить подвески и другое необходимое и продать в Европе – со сроком доставки в один день.
    Сейчас наши фуры с оборудованием простаивают по трое суток на границе в Украину и по четыре – обратно. Поэтому вы понимаете, сколько времени и денег тратится на логистику? Благодаря новому заводу мы сможем быть ближе к покупателю, торговать активнее. К тому же, доверие к оборудованию, которое создано на территории ЕС, больше, чем к стране, где идут военные действия, – это горькая правда.

    Какие общие инвестиции в завод, и как быстро планируете их вернуть?
    – Около 5 млн евро. Из них 2,3 млн евро нам на безвозвратной основе предоставил ЕС – только за то, что мы будем там производить инновационную продукцию. Эти средства пойдут на погашение кредита в банке, который мы брали под строительство. Согласно бизнес-плану срок окупаемости инвестиций в завод – 5 лет. Надеюсь, это может произойти даже быстрее.

    Не боитесь нехватки рабочей силы, ведь поляки уже давно работают на немцев, а украинские заробитчане – трудоустроены у поляков?
    – Не, потому что у нас по этому вопросу есть четкий план, нехватки рабочей силы не будет. Во-первых, мы будем платить конкурентные зарплаты, поэтому местные специалисты будут заинтересованы работать у нас. Кроме того, будем привлекать украинцев: они будут работать на заводе в Польше, а каждые две недели смогут ездить домой, в Украину – запустим для них бесплатный автобус.

    А еще один завод в ЕС не планируете построить?
    – Здесь довольно интересная история. Скорее всего, у меня будет еще один завод во Франции. И я его не построил и не купил. На одной из выставок познакомился с интересным французским бизнесменом преклонного возраста – ему сейчас 91 год. Он сначала предложил мне купить его завод во Франции, а затем, через некоторое время, мы встретились на выставке в Париже – и он, увидев, что и как мы делаем, предложил мне свой завод просто подарить. К сожалению, у меня нет даже времени поехать во Францию и получить этот оригинальный «подарок».

    В конце прошлого года «Завод Кобзаренко» открыл новый филиал в городе Ромны Сумской области. Расскажите, какую технику там производите? На какие мощности удалось выйти?
    – Да, на новом заводе мы будем делать оси для оборудования. Тогда еще 25% стоимости будет оставаться здесь, в Украине – покупатели смогут получить госкомпенсацию при покупке прицепов. Я хочу пригласить итальянских производителей, чтобы они поставили в Украину станки в июле этого года, и уже вскоре оси нашего производства будут фаворитами у покупателей.
    Именно закон о государственных компенсациях стимулировал меня двигаться, делать новые проекты. Гораздо проще покупать за границей, чем делать самому. Но это новые горизонты. Я настроен решительно – хочу помогать оборонной промышленности, получать государственные заказы. Кто знает, возможно, будем производить БТРы в Ромнах. Так мы постепенно восстановим машиностроение. Ведь раньше в Ромнах было 4 мощных завода, а сейчас заработал один – наш.

    Какие новинки завода покупатели увидят в этом году?
    – Недавно на выставке «АГРО-2019» мы представили свекловичный перегружатель, который перегружает продукцию из комбайна на автомобиль. Мы его усовершенствовали с прошлого сезона и будем презентовать на немецкой выставке в Ганновере. Кроме того, недавно презентовали квадратный тюковоз: еще зимой у нас был только его прототип, а сейчас первую единицу продали в Чехию, есть еще ряд заказов. Тюковозы, тюкопресс – это наша тема, мы их сделали по очень конкурентной цене – почти вдвое дешевле, чем у европейских конкурентов. Кроме того, в этом году мы представили бочки для заделывания в грунт жидкого перегноя. Эти бочки сделаны специально под дисковую борону, благодаря чему весь азот остается в земле. Сейчас делаем 9 видов различных накопителей – мы впереди многих европейских производителей. В этом году в Ганновере также представим бункер-накопитель на гусеничном ходу. В Канаде эти накопители весьма популярны, а вот в Европе до сих пор не было ни одного производителя. Они используются на рисовых полях или на переувлажненных почвах. И даже в Украине, в Жашковском районе, у нас уже есть первый заказчик этой техники.

    От общего объема продаж завода какая часть продается в Украине, а какая – за рубежом?
    – Где-то 55% в Украине и 45% – за рубежом. Хочу, чтобы уже к концу года эти цифры сравнялись.

    Понятно, что при таких затратах без кредитов не обойтись. Берете их чаще в Украине или за границей?
    – Учитывая достаточно большую долю экспорта, я мог бы все кредиты брать в валюте – под 5,5% годовых, однако делаю это 50/50. На то, что я покупаю в Европе, – например, новые станки, я беру кредиты там, а на то, что покупаю в Украине, – пользуюсь кредитованием украинских банков под 19–20% годовых. Сегодня я взял в кредит более 130 млн гривен.

    О новинках техники и вдохновении

    Можете ли Вы назвать ТОП-3 самых популярных видов техники среди покупателей завода?
    – Первое – это различные виды бункеров: за прошлый год мы продали более 500 штук. Второе – различные виды прицепов. И третье – бочки. Постоянно растет популярность тюковозов – за год продали более 100 штук.

    Какую технику планируете производить в будущем?
    – Хотим производить различные виды навесного оборудования – например, ковшей к телескопическим погрузчикам. Мы уже понемногу производим отвалы для снега, делаем их с навеской под различные виды тракторов.

    Как появляются идеи новинок? Это Ваши идеи или все же больше инженеров предприятия?
    – Это коллективная работа. За год мы бываем на 20 украинских и иностранных выставках техники, наблюдаем за новинками и трендами. Затем собираемся все вместе вечером и устраиваем мозговые штурмы, делимся впечатлениями. Не поверите, но иногда даже в бане возникают такие отличные идеи! Помню, как наши инженеры придумали разгрузчик вагонов, использующий поворотный круг от транспортного прицепа, – это новинка, которой нет в мире. Сейчас она очень активно продается в Европе. Но этого мало – будем больше работать над продажами на рынках Африки и Азии. Сейчас мы идем к этой цели.

    А какие перспективы сотрудничества с другими машиностроительными заводами? К примеру, я знаю, что Вы работали с KMZ Industries и создали зерносушилку на альтернативном топливе. Расскажите об этом подробнее.
    – Должен сказать, что сотрудничество с другими украинскими производителями – это всегда хорошее дело, своеобразная коллаборация усилий. Мы действительно приобрели у KMZ Industries сушилку и оснастили не ее газовой горелкой, а котлом на щепе. Пока аграрии присматриваются к этой новинке, и я убежден, что она будет иметь успех: если купят несколько фермеров, за ними подтянутся и остальные.

    Насколько эффективна эта разработка? Есть ли какие-то конкретные цифры?
    – Это разработка будущего. Стоимость тепла на щепе в четыре раза дешевле, чем на газе. Ограничительный фактор – начальные капиталовложения: котел на щепе стоит 5 млн грн, а сама газовая горелка – 100 тыс. грн. Поэтому фермеры считают, что им проще будет платить за российский газ, чем использовать украинское топливо. Если бы государство додумалась компенсировать часть стоимости этих котлов, например 25–30%, и они бы возвращались покупателю, то он бы перестал наконец спонсировать Россию, и деньги не конвертировались бы в валюту, а вращались внутри государства.

    Будете продолжать сотрудничество с KMZ Industries, есть договоренности или планы новых разработок?
    – Встречались с руководством KMZ Industries, обсуждали дальнейшие планы. Свою главную задачу я вижу в том, чтобы люди возвращались к щепе. Этот ресурс у нас практически неисчерпаем, хватит на несколько поколений вперед. Я хочу, чтобы таких производителей оборудования на альтернативном топливе становилось больше.

    Сколько людей у Вас сейчас работает на «Заводе Кобзаренко»?
    – Более 800 человек.

    Как подбираете людей в команду? На какие качества работника обращаете внимание? Доверяете больше интуиции или все же более рационально подходите к выбору?
    – Сейчас на это нет времени – я делегировал эти полномочия своим руководителям подразделений, они сами подбирают членов команды. Они точно знают, какой человек будет работать и приносить пользу заводу, а какой – нет. К сожалению, многие люди не хотят работать головой, а хотят больше зарабатывать.

    Можете себя описать одним словом как руководителя?
    – Надеюсь, это будет слово «справедливый». Со всеми стараюсь поступать по совести и ценю профессионалов. Именно поэтому больших проблем с кадрами на моих мощностях нет, – люди работают годами, получают достойную зарплату. К тому же, я постоянно на связи, в курсе всех, вплоть до мельчайших, проблем предприятия – мой телефон включен 24/7.

    О государственной политике и депутатстве

    По вашему мнению, государственные дотации на отечественную технику дают возможность выравнивать позиции украинских производителей на рынке? Становятся они действительно конкурентными?
    – Приведу простой пример – недавно на выставке «АГРО-2019» я увидел прицеп турецкого производства. Он хорошего качества и по конкурентной цене. Однако доставка в Украину и импортная пошлина (поскольку Турция не является членом ЕС), плюс здесь нет их сервисной службы. Поэтому покупатель еще трижды подумает, брать ли такие прицепы. Мы предлагаем аналогичные по качеству прицепы, у них даже лучшие оси и цена не намного выше турецкой. А благодаря тому, что аграрии могут получить 25% компенсации от государства, то понятно, у кого они будут покупать.

    Иногда агропроизводители усматривают определенную коррупционную составляющую в дотациях, мол, выигрывают только «приближенные к власти». Нет ли такого в дотациях на технику?
    – Нет, никакой коррупционной составляющей нет и быть не может. Покупатель подает документы в банк и получает обратно средства от государства. Благодаря дотациям сейчас все производители украинской техники стоят минимум на две ступеньки ближе к покупателю. Клиент покупает по приемлемой цене да еще и возвращает себе часть средств – кто от такого откажется? Это очень большая заслуга правительства, депутатов, которые «пробивали» этот закон в Верховной Раде. Поверьте, мне как производителю техники дотации не нужны – у нас на заводе постоянно наращиваются продажи. Дотации нужны клиенту, ему помогают купить и полюбить украинскую технику. Как говорится – покупай украинское, плати украинцам. Это не просто ради патриотизма, это еще и выгоднее. Мы платим налоги в Украине, прибыли идут на зарплату работникам, а потом они идут в магазины и покупают товар. Деньги вращаются внутри государства, а не вывозятся мешками за границу.

    Многие налогов платит Ваш завод в государственную казну?
    – Плачу исправно, не скрываю доходов. По результатам прошлого года мы заплатили 150 млн гривен налогов. Они пошли не в Италию или Польшу, а на развитие Украины.

    А если госкомпенсацию таки отменят?
    – Нужно чтобы не отменили. Можно дойти до того, что будем как одна из компаний, которая производит комбайн в Скандинавии, здесь, на одном из заводов, его скручивают и говорят, что он украинский. Какой же украинский, где технологии? Понимаете, экономический потенциал страны, это как мышцы, – наращивается не один год. Когда-то и украинские моторы будем производить. Не мы, приедут такие компании, как «Мерседес», построят здесь завод, и будут производить «Мерседес Украина», ничем не хуже немецкого. Надо правильно строить государственную политику, тогда и места новые рабочие будут, и достойные зарплаты, и специалисты, которые выучились в Польше и вернутся назад, потому что здесь платят больше.

    Вы много говорите и о роли государства и о правильной политике. Может, время идти на выборы и самостоятельно отстаивать позицию?
    – Вы правы. Если идти на выборы, то только побеждать – я по-другому не умею. Если просто участвовать, то лучше этого не делать.

    Значит, увидим Вас среди новых народных избранников?
    – Не буду обещать. Все увидим 21 июля.

    О социальной работе, отдыхе и цене успеха

    Знаю, что Вы проводите активную социальную работу, не так ли?
    – Действительно, это так. Мы активно помогаем в проведении детских соревнований. Вот к примеру, в конце июня будем проводить полумарафон «Папа, мама, я – спортивная семья». Активно привлекаем детей к спорту. Я убежден, что когда отец будет делать утром зарядку, то и дети будут брать с него пример. К осени хотим сделать современный спортивно-тренажерный зал в Ромнах, люди будут туда ходить заниматься бесплатно, и я буду счастлив. Надо приучать общество не к водке или пиву, а к спорту.

    А сами Вы спортом занимаетесь?
    – Я сам боксер, кандидат в мастера спорта. Но я сейчас бегаю – за год выходит на менее 500 километров. Хотел бы участвовать в марафонах, но с моим рабочим графиком это нереально. Подтягиваюсь 13 раз, хотя было минимум 15.

    Как семья реагирует на то, что вы постоянно заняты?
    – Очень просто – они не стоят в стороне, всегда рядом со мной, помогают с заводом. И жена Татьяна, и сын Дмитрий при деле. Вот даже здесь во время нашего интервью они рядом стоят, и это очень приятно, это поддержка для меня – неоценима.

    Вы упомянули, что Вам помогает сын. Какие функции сейчас на него возложены, и планируете ли в будущем передать ему дела?
    – Сейчас я передал все дела по заводу в Польше сыну. Он фактически будет его владельцем, сейчас курирует все процессы, которые там происходят, будет работать также отдельно наемный директор. Что касается завода в Украине, то им скорее всего будет заниматься моя дочь. Сейчас она работает в Германии, в финансово-инвестиционном секторе, и совершенствует языки. Я хочу, чтобы дети работали эффективнее, чем я, привлекали инвестиции, продавали акции завода – это хорошая европейская практика.

    А на отдых время остается? Куда любите путешествовать?
    – Ой, это, пожалуй, самый трудный вопрос. Я живу только работой, а даже отдых у меня перерастает в работу. В год получается около двух недель – в горы на лыжах, или на море едем семьей. Но чаще выходит параллельно – например, ездили в Болгарию на выставку, удалось за один день загореть. Поэтому загораем в работе.

    Чувствуете определенную зависть от окружающих, вы же много всего сделали, создали большой бизнес?
    – Я не понимаю зависти. Хотя себе бы я точно не позавидовал, зная, как тяжело приходится работать. Что касается других – не знаю, у меня нет времени над этим думать.

    Считаете ли себя успешным? В чем главный секрет Вашего бизнес-успеха?
    – Секрет? Простой и даже примитивный. Как говорил Генри Форбс: «Человек должен целый день думать о работе, а ночью она должна ему сниться».

    Источник по ссылке (текст подан на украинском языке).

    ПОПУЛЯРНОЕ

    Расширили мощности элеватора на Полтавщине более чем на 10 тыс. тонн хранения

    Завершаем монтажные работы на элеваторном комплексе в Полтавской области, где установили два силоса линейки Brice-Baker общей вместимостью 13200 м³ Детальнее

    Держим выбранный курс на экспорт: осуществили комплексную поставку элеваторного оборудования в Румынию

    На объекте активно ведутся монтажные работы и уже в этом сезоне силосы украинского производства примут первое зерно с румынских полей. Детальнее

    Строим новый мощный элеватор для перерабатывающего агропредприятия в Черкасской области

    На объекте установлены два силоса СМВУ и два хоппера общей мощностью хранения 21 тыс. тонн, а также сушилка Brice-Baker Детальнее

    Выполнили замену корпуса шротового силоса иностранного производства без остановки производственной линии

    Задача, которая была поставлена перед монтажниками, инженерно-техническими и техническими специалистами выходила за пределы стандартных Детальнее

    Автоматизация элеваторов: просто о сложном

    Системы автоматизации элеваторов обычно выполняют функции «подсказки и предупреждения». Подсказка помогает оператору быстро ориентироваться и принимать решения, а предупреждение предотвращает травматизм персонала и выход оборудования из строя. Программа либо блокирует неправильные действия, либо предупреждает оператора – выводит соответствующие подсказки на монитор. Детальнее

    Ключевые импортеры элеваторного оборудования KMZ Industries – из ближайших стран

    Наибольшую долю в экспорте оборудования KMZ Industries имеет Румыния Детальнее

    Нюанси монтажа фермерского элеватора

    Вячеслав Степанчук, директор по монтажу и строительству KMZ Industries, рассказывает о нюансах монтажа элеваторов. Детальнее

    В ЧЕРКАССКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ЭЛЕВАТОРА МОЩНОСТЬЮ 30 000 ТОНН

    На объекте будет установлено 4 силоса объемом 9 733 кубометра каждый и конусного вместимостью 1 060 кубометра производства KMZ Industries Детальнее
    СВІТОВИЙ ВИРОБНИК

    ПОНАД 5000 ПРОЄКТІВ
    ВТІЛЕНО В СВІТІ

    Поделиться:
    Отправить ссылку
    на эту страницу: