RU

    Статьи и обзоры
    Статьи и обзоры

    ИНТЕРВЬЮ С ЛЕОНИДОМ ФАДЕЕВЫМ В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА КОМПАНИИ KMZ INDUSTRIES И AGRAVERY.COM

    20.11.2019

    Леонид Фадеев Завод Фадеев Агро

    ЛЕОНИД ФАДЕЕВ: У МЕНЯ ОЧЕРЕДЬ ИЗ ЖЕЛАЮЩИХ КУПИТЬ МОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В ЯПОНИИ, КАНАДЕ, АФРИКЕ

    Леонид Васильевич, убеждена, что многие аграрии знают вас как руководителя «Завода Фадееев Агро», директора фирмы «Спецэлеватормаш» и автора решета и сита Фадеева. Но, например, мне всегда было интересно, как вы пришли в зерновую отрасль? С чего начиналась ваша карьера?

    – По первому образованию я токарь, по второму – конструктор авиационных двигателей, получил диплом в Казанском авиационном институте. Начинал в 1958 году токарем на заводе «Уралмаш», в Свердловске. Потом меня судьба свела с Украиной, я работал во многих военных и научных учреждениях, получил ученую степень кандидата технических наук, стал доцентом, а в 1985 году – заведующим кафедрой конструкции авиационных двигателей в Харьковском инженерно-авиационном училище и получил звание полковника. В 1996 году на прием пришел ученый, селекционер Анатолий Гуменюк и попросил помощи в спасении сортов зерна. Я был удивлен и до сих пор не знаю, кто посоветовал ему обратиться ко мне как к изобретателю. Но этот разговор меня задел, начал читать все, что только можно о генетике и селекции растений, семеноводстве. Впоследствии я написал заявление на увольнение, оказался среди молодых ученых в Институте Юрьева под руководством Гуменюка. Так я прошел курс молодого бойца в агрономии и даже стал одним из соавторов сорта подсолнечника «Утро», который впоследствии был занесен в Госреестр. Но когда начал чистить суперэлиту этого сорта, цена которого в то время составляла 50 тыс. грн за тонну, а курс доллара был 1,78 грн, я чувствовал себя миллионером. Но когда купил первую очистную машину и увидел, как она бьет эти «золотые» семена, мне было досадно. Понял, что нужно изобретать машины, которые не бьют семена, а дают возможность правильно подготовить их. Это была отправная точка смены вектора моей жизни. Могу сказать, что у меня два отрезка жизни, почти по 30 лет каждый. Первый – это авиация, а второй – сельское хозяйство.

    Очень оригинальный старт. А вы находите определенные общие черты между авиа и агро?

    – Все переплетено в единый узел. К примеру, я кандидат наук в газовой динамике, а аспирация без газовой динамики невозможна. Крыло самолета, то есть фюзеляж, имеет свое сечение, а консоль – очень похожа. Так что машины у меня построены по принципу крыла самолета. Там, где нужна сила, там одно сечение, а там, где она не нужна, – сечение тоньше. Крыло самолета имеет сотовую конструкцию, и мои машины тоже калибруют семена так же, как в сотах: делают миллиарды колебаний знака переменных нагрузок, и никакого разрушения. По сути это все модель крыла самолета.

    Расскажите, как вы приступили к своему первому изобретению?

    – У меня была серьезная научная школа за плечами – защитил диссертацию в Академии ВВС им. Жуковского в Москве. Поэтому я хорошо усвоил принцип поиска решений за счет создания новых приборов. И это была часть моей жизни, и так это было впоследствии спроектировано на сельхозмашины. Первые изобретения я сделал, когда мне было 25-26 лет, затем некоторые технические решения были сделаны в авиации. Первое мое изобретение в агро – это решета Фадеева, которые совершили революцию и в очистке зерна, и в подготовке семян. Потому что они сортирует семена по наличию питательных веществ. Решето калибрует семена по толщине – и щуплые семена идут сразу, а наполненные – остаются. Я убежден, что это решето найдет своего потребителя по всему земному шару. Сегодня у меня очередь из желающих приобрести в Японии, Канаде, Африке. Его покупают и устанавливают на заводах мировые бренды – Buhler, Cimbria, Petkus.

    Леонид Фадеев Завод Фадеев Агро

    Год назад вы представили идею передвижного мобильного завода. Как это работает, и сколько подобных заводов сейчас?

    – Да, это наша разработка. На 15 метрах автомобильной платформы компактно расположились загрузочный бункер, оборудованный улучшенными решетами Фадеева, которые не травмируют зерно, 4 очистных калибратора Фадеева. Далее установлен пневмовибростол, а также блок для протравливания семян. Готовые к посеву семена ссыпаются в бигбеги. В этом сезоне мобильный семенной завод работал в трех областях – Черниговской, Луганской и Житомирской. Всего произведено более 1000 тонн семян различных культур. Наше оборудование сегодня присутствует на 30 заводах в Украине. Максимально возможная производительность комплекса – 15 т/ч, но оптимально достаточно 5–10 т/ч. Идея нашего устройства проста – откалиброванные семена на пневмовибростоле сепарируются по плотности, получается нужная фракция строго откалиброванных по плотности тяжелых семян. Перед этим представители профильных лабораторий отбирают пробы для сертификации. Такая продукция готова, в том числе, и идти на экспорт. Это избавляет фермера от серьезных логистических затрат.

    Вы являетесь автором многих патентов на изобретения. Расскажите, сколько их всего, и какой была последняя разработка?

    – На сегодняшний день у меня около 30 патентов на изобретения, однако некоторые из них дублируются в разных странах. Среди последнего наибольшая моя гордость – это экономные протравительные машины и зерноаспиратор Фадеева. Есть еще несколько разработок в моей голове, которые уже готовы, чтобы оформить их.

    Известно, что к российскому химику Дмитрию Менделееву идея его таблицы пришла во сне. А как и где приходят идеи разработок к вам?

    – Ну, я точно не Менделеев, не буду оригинален – идеи мне подсказывает рабочая практика. Изобретение – это когда ты решаешь задачу, которую нельзя решить привычным вариантом исполнения. Да, методом проб и ошибок появляется изобретение, претендующее на патентную новизну, и тогда можно подать заявку на изобретение. Потом специальный комитет подтверждает новизну, и затем получаешь авторское право на изобретение.

    Сколько времени на вашем примере нужно от задумки к патенту?

    – Это не быстрый процесс – от 2,5 до 3 лет.

    А как вы относитесь к тому, что из ваших разработок делают копии, нарушают патентные права?

    – Да, патент – не панацея, но я отношусь к этому спокойно, вообще не волнуюсь по этому поводу. Во время Первой мировой войны Александр Флеминг изобрел пенициллин. Его убеждали патентовать новинку, так он мог бы стать миллионером. На что он ответил, что не будет этого делать, потому что его разработка дает человечеству самое главное – здоровье. Патент дает мне внутреннюю уверенность в правильности разработки. А то, что будут копировать и еще кто-то будет получать дополнительно одну тонну зерна с одного гектара, – я только буду рад. Не хочу тратить жизнь, годы, которые мне остались, чтобы бегать с сачком по земному шару и как бабочек искать нарушителей моего авторства – это точно не мое.

    Какие разработки компании мы увидим до конца этого года?

    – Сейчас у меня происходит процесс перехода с одной производственной площадки на другую в Харькове, но мы это быстро решим. Следующая задача – это создание сушки по принципу ИК-излучения. Суть этого подхода в том, что длина волны излучения от 9 до 11 микрон, а это та длина, которая вызывает резонансные колебания молекулы воды, и, не нагревая семян, можно их сушить только за счет того, что будет повышена активация молекулы воды. Однако нужны производственные испытания технологии: чтобы отработать все моменты, понадобится не менее полугода – ведь нужно поработать с разной влажностью, на разных культурах. Удалять влагу из семян не так просто, как кажется на первый взгляд. К примеру, когда вы начинаете сушить кукурузу, то в процессе нагревания крупные зерновки начинают увеличиваться в размере и прерывают поры, через которые влага должна выходить на поверхность. Таким образом, пока вся зерновка не прогреется и поры не раскроются, эффективной сушки не происходит.

    Недавно прошла масштабная выставка Agritechnica в Ганновере. Был ли там стенд вашей компании?

    – Да, были представлены через нашего румынского дилера, там есть моя компания «Фадеев Агро». Показали там решета, протравительные машины. На сегодняшний день мы просто не успеваем делать решета в Украине, настолько спрос превышает предложение. Поэтому у нас есть производственные мощности в Румынии и планируем поставить производственное оборудование в Болгарии. Должен сказать, что работать в Румынии оказалось выгодно – 70% затрат на строительство наших производственных мощностей может быть профинансировано из бюджета страны, и только 30% оплачивает заявитель. В Болгарии также отличные условия для бизнеса – налоговая ставка всего 10%, и есть поддержка наших турецких партнеров, которые точно так же будут работать в Болгарии.

    А на какие страны вы смотрите в плане экспорта своего оборудования?

    – Внедрение этих технологий не имеет географических границ, через некоторое время мои наработки распространятся по всему земному шару, останется ли на изделиях мое имя или нет – не важно. Единственная задача – это повышение эффективности использования земли, и это возможно только давая качественные, лучшие семена.

    Как вы работаете с партнерами, у вас есть общие программы?

    – Нет, общих программ с другими компаниями нет. Однако за время моей работы мы выстроили хорошие рабочие отношения со многими как украинскими, так и иностранными компаниями. Одной из них я могу назвать наше сотрудничество с компанией KMZ Industries. Лично знаком с руководством уже лет 15, и мне очень импонирует то, что делает эта команда. Если на Карловском барабанном сепараторе установить решета Фадеева, то они показывают идеальное качество и гораздо большую производственную мощность, и мы так и делаем. Пока совместных проектов у нас непосредственно из KMZ Industries нет, но я убежден, что это дело времени. Вообще я не веду список наших проектов с хозяйствами и компаниями. Хоть и нужно было хоть иногда показывать, как было и как стало, но пока слишком занят. Партнеры удовлетворены результатом, и это главное!

    Наверное, вы не только активно работаете, но и передаете свои знания новому поколению. А как это происходит?

    – Ничего для этого специально не делаю, мастер-классы, как это сейчас модно, – не провожу. Сейчас в моей команде 30 работников, и у нас есть много проектов, у меня элементарно нет времени. Молодую смену, в том числе и для себя, я не готовлю. Есть такая фраза – не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Проблем нет – мы общаемся, находим консенсус. На мой взгляд, успех – это исправленное заблуждение. Поэтому единственный совет, который я даю: если ошибся – найди в чем и предложи варианты для победы.

    А как семья, дети, внуки помогают вам в вашем труде? Возможно, кто-нибудь из ваших потомков мечтает продолжить своего рода «зерновую» династию?

    – У меня есть жена и две дочери. Одна доктор наук, она генетик и биолог и живет в Сингапуре, сейчас включается в мою тему, работаем над поставками нашего оборудования за границу. Вторая дочь – финансист и бухгалтер, работает в Германии. Она родила мне двух внуков и внучку. Надеюсь, именно они будут помогать мне в аграрной теме, хотя с радостью поддерживаю любой их выбор. Мне уже 79 лет, но на пенсию, по крайней мере, в привычном понимании этого слова – не собираюсь.

    Какое-то хобби, так сказать, для души у вас есть?

    – Я считаю, что успех рождается из-за конкуренции. Это происходит, когда ты полностью занят отдельным предметом. Когда мне говорят, что кто-то фанат своего дела или трудоголик, я могу сказать, что это почти всегда предпосылка успеха. Поэтому мое самое главное хобби и смысл моей жизни – это то, чем я занимаюсь сейчас.

    Считаете себя трудоголиком?

    – К сожалению, я абсолютный трудоголик. Выходных у меня нет. Действия человека обусловлены мыслями. Если происходят постоянные процессы, как улучшить то, что ты делаешь, отдыха нет. Вот даже сейчас я разговариваю с вами, а сам думаю – час назад звонили производители из Казахстана, хотят чистить нашим оборудованием лен, и мне нужно посоветовать им, что именно выбрать. Новый челлендж, новое задание. Звонят заказчики со всего мира – иногда и ночью нужно включаться в работу. Люблю новые технологии за то, что можно посредством видеосвязи держать связь даже за тысячи километров, оперативно принимать решения. Иногда я немного меняю обстоятельства работы, локацию и так отдыхаю. Вот, например, люблю ходить в спортзал. Мне там лучше думается. А вообще, идеи можно найти где угодно, просто нужно найти рациональное зерно, а уже остальное – будет формироваться со временем.

    Практически вся ваша деятельность сейчас связана с семенами. А вот что вы лично чувствуете, когда видите, как они проходят через разработанные вами решета?

    – Я часто вижу, как уже после использования решета сильная зерновка сходит. И я чувствую определенную причастность к этому процессу. У нас, как говорится, партнерские отношения. Она словно говорит мне: «Выбрал меня из посевного материала, приложи усилия – и получишь от меня благодарность». Я работаю, и зерновка дает лучший результат, сильную корневую систему и стебель. Растение дает не три зародышевых корешка, а пять. И вот это для меня и есть успех, тогда я понимаю, что все сделано не зря.

    Оригинал статьи опубликован на сайте Argavery.com.

    ПОПУЛЯРНОЕ

    Расширили мощности элеватора на Полтавщине более чем на 10 тыс. тонн хранения

    Завершаем монтажные работы на элеваторном комплексе в Полтавской области, где установили два силоса линейки Brice-Baker общей вместимостью 13200 м³ Детальнее

    Держим выбранный курс на экспорт: осуществили комплексную поставку элеваторного оборудования в Румынию

    На объекте активно ведутся монтажные работы и уже в этом сезоне силосы украинского производства примут первое зерно с румынских полей. Детальнее

    Строим новый мощный элеватор для перерабатывающего агропредприятия в Черкасской области

    На объекте установлены два силоса СМВУ и два хоппера общей мощностью хранения 21 тыс. тонн, а также сушилка Brice-Baker Детальнее

    Выполнили замену корпуса шротового силоса иностранного производства без остановки производственной линии

    Задача, которая была поставлена перед монтажниками, инженерно-техническими и техническими специалистами выходила за пределы стандартных Детальнее

    Автоматизация элеваторов: просто о сложном

    Системы автоматизации элеваторов обычно выполняют функции «подсказки и предупреждения». Подсказка помогает оператору быстро ориентироваться и принимать решения, а предупреждение предотвращает травматизм персонала и выход оборудования из строя. Программа либо блокирует неправильные действия, либо предупреждает оператора – выводит соответствующие подсказки на монитор. Детальнее

    Ключевые импортеры элеваторного оборудования KMZ Industries – из ближайших стран

    Наибольшую долю в экспорте оборудования KMZ Industries имеет Румыния Детальнее

    Нюанси монтажа фермерского элеватора

    Вячеслав Степанчук, директор по монтажу и строительству KMZ Industries, рассказывает о нюансах монтажа элеваторов. Детальнее

    В ЧЕРКАССКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ЭЛЕВАТОРА МОЩНОСТЬЮ 30 000 ТОНН

    На объекте будет установлено 4 силоса объемом 9 733 кубометра каждый и конусного вместимостью 1 060 кубометра производства KMZ Industries Детальнее
    СВІТОВИЙ ВИРОБНИК

    ПОНАД 5000 ПРОЄКТІВ
    ВТІЛЕНО В СВІТІ

    Поделиться:
    Отправить ссылку
    на эту страницу: