Восстановление элеватора после обстрелов — порядок обследований, сценарии работ и советы специалистов
30.05.2025
За три года войны сотни украинских элеваторов пострадали от обстрелов. Специалисты считают, что работы по восстановлению ещё долго будут одними из самых востребованных на рынке.
С чего начинать, какие возможны сценарии восстановления элеваторов, как внешне целое и невредимое оборудование может скрывать повреждения и есть ли опыт восстановления без остановки работы — в нашем материале, подготовленном в партнёрстве с украинским ведущим производителем элеваторного оборудования KMZ Industries.
Повреждение силоса после обстрела
Определение ущерба и последствий обстрелов для Госреестра
В Украине действует Порядок определения ущерба и убытков, нанесённых в результате вооружённой агрессии РФ, утверждённый постановлением Кабмина №326 от 20 марта 2022 года. Показатели, по которым оцениваются убытки предприятий, перечислены в п. 2.14 Порядка. Этот документ определяет, как оценивать потери от разрушений и повреждений имущества, а также недополученную прибыль из-за невозможности вести деятельность.
Чтобы получить компенсацию за повреждение элеватора от обстрелов, нужно:
После инцидента вызвать на предприятие полицию и ГСЧС, чтобы начать уголовное производство и зафиксировать сам факт обстрела и разрушений.
Провести комиссионное обследование пострадавшего предприятия по Порядку, утверждённому Постановлением КМУ №326.
Данные о разрушениях и убытках, полученные после обследования комиссией и профильными экспертами, внести в Госреестр повреждений и получить соответствующий QR-код.
Эксперты советуют привлекать к процессу опытного юриста, который разбирается во всех тонкостях законодательства, чтобы документы были оформлены правильно.
«После попадания в наш элеватор в 2022 году я обращался за оценкой текущего состояния повреждений в проектный институт, который в свое время проектировал элеватор. Также для фиксации разрушений было необходимо заключение экспертной организации. На основании ее заключения данные вносятся в Реестр повреждений, выдается соответствующий QR-код. Мы нашли компанию, которая провела экспертизу фундаментов, металлоконструкций и зафиксировала все повреждения до мельчайших деталей. Данные этого экспертного осмотра внесли в Государственный реестр. Позже реестр был модернизирован, и через полтора года мы с помощью общественного регистратора архитектурной службы обновили информацию по разрушениям», — рассказал директор элеватора «Сервис Грейн» Евгений Середа.
Однако ситуации у всех предприятий разные. Если сотрудники «Сервис Грейн» имели доступ к элеватору после того, как его обстреляли, и могли сразу вызвать необходимые службы для обследования, то пострадавший от обстрелов «Граковский элеватор» «АПК-НОВААГРО» длительное время находился в оккупации и еще и на заминированной территории. Поэтому обследовать его удалось только после освобождения и после того, как саперы и ГСЧС дали разрешение на доступ к предприятию.
По словам генерального директора «АПК-НОВААГРО» Дмитрия Доброштана, в компании такого разрешения ждали несколько недель: «Все было заминировано. Саперы приезжали много раз. И после получения доступа мы работали только в пределах тщательно проверенных участков».
Комиссионное обследование на «Граковском элеваторе» было проведено только тогда, когда саперы признали его территорию безопасной.
Есть еще один момент в обследовании элеваторов, на который обращает внимание директор по монтажу и строительству KMZ Industries Вячеслав Степанчук — профессионализм комиссий, проводящих техническое обследование. Он подчеркивает, что важно привлекать к обследованиям производителей оборудования: «Сторонние эксперты могут не знать всех тонкостей и нюансов оборудования. Они могут не учесть в заключении множество мелочей, которые потом существенно повлияют на оценку убытков и дальнейший бюджет на восстановление».
По словам директора по монтажу и строительству KMZ Industries, были случаи, когда экспертная комиссия в отчете фиксировала повреждение лишь нескольких панелей силоса и ребер жесткости корпуса. Но не учитывала, что затраты на ремонт повлекут за собой замену сопутствующих элементов. Специалистам KMZ Industries приходилось делать свои расчеты.
«Если есть понимание, что локально заменить запчасти не получится, либо эти работы обойдутся дороже и займут больше времени из-за необходимости изготовления поддерживающих и укрепляющих конструкций, мы делаем свое экономическое обоснование, чтобы объяснить это заказчику. Добавляем в объем работ дополнительный перечень всех запчастей, болтовых соединений, уплотнительных и герметизирующих материалов», – объясняет Вячеслав Степанчук.
Сценарии восстановления элеватора
«Быстрый, но дорогой», либо «медленный, но дешевле» — такие сценарии восстановления элеватора выделяет Вячеслав Степанчук. Каждый из этих сценариев имеет свое развитие.
Вариант 1. Ремонт своими силами Если повреждения незначительные, например, это лишь осколочные поражения ограждающих конструкций или локальные повреждения оборудования, специалисты элеватора могут самостоятельно заказать запчасти и провести ремонт.
Вариант 2. Существенные повреждения: Ремонт «быстрый, но дорогой» Такой сценарий подходит, когда время простоя обходится дороже, чем высокая стоимость ремонта. Он предусматривает максимально быстрое восстановление за счет параллельного выполнения процессов:
Проводится тщательное обследование и осмотр. Составляется детальный перечень необходимых запчастей, с учетом возможных скрытых дефектов. Заказ делается с запасом.
Пока производится новое оборудование, начинается демонтаж поврежденных элементов. На этом этапе возможна корректировка перечня запчастей.
К моменту завершения демонтажа новые запчасти уже должны быть на элеваторе. Также во время демонтажа могут появиться «донорские детали» — те, что еще пригодны к использованию, их можно использовать для восстановления отдельных частей элеватора и ускорения его запуска.
Этот процесс максимально оптимизирован и быстр, но, безусловно, будет самым дорогим.
Вариант 3. Существенные повреждения: Ремонт «медленный, но дешевле» Этот вариант подходит, если есть возможность дольше ждать восстановления, чтобы максимально оптимизировать затраты.
Проводится обследование и осмотр, после чего осуществляется полный демонтаж. Только после этого детально изучается, что можно оставить, а что требует замены.
Составляется окончательный перечень необходимых запчастей. Заказ делается только после полного демонтажа и точного определения потребностей.
После получения всех необходимых запчастей начинается процесс восстановления.
Основной недостаток этого сценария — значительная потеря времени. На производство не поступает необходимый для изготовления перечень запчастей, пока все оборудование не разберут до винтиков. И даже если «донорских» деталей будет много, перечень необходимых новых запчастей при существенных повреждениях также будет значительным, а сроки их изготовления могут достигать нескольких месяцев. Это может привести к простоям монтажной бригады из-за нехватки необходимых комплектующих.
Специалист отмечает, что каждый из сценариев восстановления может быть комбинирован, разделен на этапы и т.д., поскольку каждое восстановление — это индивидуальный проект с множеством нюансов, возможностей и ограничений.
Кстати, говоря о времени, которое будет затрачено на восстановление элеватора, обязательно нужно учитывать этап демонтажа поврежденного оборудования.
«Демонтаж поврежденных силосов, имеющих значительные деформации — это очень непростая вещь, значительно сложнее монтажа новых емкостей! Центр тяжести деформированной конструкции может быть существенно смещен, детали имеют локальную потерю устойчивости, поэтому при демонтаже нужно очень внимательно все изучить и предусмотреть укрепляющие элементы при необходимости. Доверять эту работу нужно исключительно профессионалам и в 100% случаев требовать, изучать и утверждать ПВР на эти работы», – уверяет директор по монтажу и строительству KMZ Industries.
Работы по демонтажу и восстановлению — это довольно значительные финансовые вложения в производство, поэтому если повреждения не очень серьезные и элеватор функционирует, компания может продолжать там работать. В таком случае в дальнейшем можно будет максимально оптимизировать затраты на восстановление, учитывая экономическую целесообразность инвестиций.
Именно поэтому на «Граковском элеваторе» металлический комплекс решили пока не восстанавливать. Там быстро вернули в эксплуатацию более уцелевший бетонный элеватор и склады, обошлись собственными силами технических специалистов компании. Дмитрий Доброштан отмечает, что даже первичное обследование выявило слишком большие повреждения — разрушено несколько силосов, транспортное оборудование верхних и нижних галерей, восстановление требует значительных финансовых вложений.
«На Граковском элеваторе восстановили все напольные склады и бетонный элеватор. На бетонном комплексе отремонтировали транспортные линии, соединили 100-метровой галереей между собой бетонный элеватор и рабочую башню металлического элеватора. Это решение позволило повысить мобильность в работе — мы можем быстрее принимать зерно, а те сушилки, что работали раньше на металлическом комплексе, теперь могут работать в тандеме с бетонным элеватором», – рассказывает Дмитрий Доброштан, директор АПК «НОВААГРО».
Разрушенные силосы на “Граковском элеваторе”
В перспективе на металлическом комплексе сильно поврежденные силосы планируют демонтировать, а более уцелевшие — восстановить. По словам руководителя, начало восстановления будет привязано к военной ситуации в районе — в компании хотят быть уверены, что этот район стал безопасным, ракеты больше не прилетают, и можно инвестировать.
Опыт «Сервис Грейн»: восстановление зернохранилища без прекращения эксплуатации
На элеваторе «Сервис Грейн» вражеская ракета попала в один силос, но восстанавливать пришлось всю линию.
«Благодаря тому, что силос был полон, зерновая масса частично поглотила ударную волну, и разрушения были меньше, чем могли бы быть. Но силос на 5,5 тыс. тонн зерна был полностью разрушен, он упал вместе с галереей. Остальные силосы, которые стояли рядом, также были демонтированы и собраны заново. Потому что они оказались посечены осколками, деформированы до такой степени, что могли обрушиться, в некоторых произошло возгорание зерна. Ни о какой дальнейшей эксплуатации речи уже не шло», — рассказывает директор элеватора «Сервис Грейн».
Очевидно, что транспортные галереи тоже не могли функционировать. Ремонта также требовали металлоконструкции, станции приема и отгрузки на железную дорогу.
Ремонтные работы должны были проходить параллельно с плановой эксплуатацией элеватора. Остановить работу элеватора было невозможно — шёл сбор поздних зерновых, урожай нужно было где-то хранить, поэтому восстановительные работы старались провести как можно быстрее.
Евгений Середа вспоминает, что ликвидировать последствия обстрела помогали все, кто мог — соседние фермерские хозяйства, другие частные предприятия, занимающиеся перегрузкой сыпучих грузов и имевшие спецтехнику, чтобы выгребать зерно.
Строительная компания из Харькова помогала восстанавливать металлоконструкции — они одними из первых приехали разбирать висячие металлоконструкции, мосты, цепные конвейеры.
Специалисты KMZ Industries провели дефектацию силосов. Чтобы элеватор мог работать, нужно было обеспечить работу надсилосных транспортеров.
«Конечно, когда силос нужно разбирать, эстакада опустится вместе с ним, и на время ремонта будет заблокирована возможность эксплуатации других силосов, которые находятся на одной линии с поврежденными. Было принято очень верное решение — сделать надсилосные эстакады на отдельных опорах над поврежденными силосами и обеспечить одновременное функционирование элеватора с возможностью проведения восстановительных работ», — поясняет Вячеслав Степанчук.
В дальнейшем, после согласования и утверждения предварительного бюджета, специалисты KMZ Industries разработали детальный ПВР (проект выполнения работ) на демонтажно-монтажные работы. Пока металлисты монтировали эстакады, а завод изготавливал детали по предварительному списку, специалисты монтажного подразделения готовили оборудование и разрабатывали подробный план действий.
Замена силоса на элеваторе “Сервис Грейн”
Зернохранилище «Сервис Грейн» до обстрела было рассчитано на 107 тыс. тонн одновременного хранения, сейчас до этой цифры не хватает всего 9 тыс. тонн. На восстановление 4-х силосов общей вместимостью 21 300 тонн специалистам KMZ Industries понадобилось 4 месяца — на 2 месяца меньше, чем планировалось изначально.
Также уже завершены работы по восстановлению железнодорожных приемки и отгрузки, складов ТМЦ, электроцеха, слесарной мастерской, заменены стекла.
Материал конструкции определяет характер повреждений и сложность восстановления объекта
Один из ключевых факторов при оценке состояния повреждённого объекта, по словам директора ООО SOLAGRO Сергея Щербаня, — это материал, из которого изготовлены его конструктивные элементы. Речь идёт прежде всего о железобетоне или металле.
«Рассмотрим случай, когда дрон попал в металлическую конструкцию, пробил металл, но не взорвался. Такое повреждение без взрыва — “лёгкая” форма. В этом случае проводится оценка степени разрушения — пострадали ли несущие балки. Далее — реставрация конкретного места: пробоина в рабочей башне, складе или другой части объекта», — говорит директор SOLAGRO Сергей Щербань.
Более сложной ситуацией является повреждение с взрывом, особенно с высокотемпературным возгоранием. Это критично для металла. Внешне конструкция может выглядеть неповреждённой — механические деформации минимальны, геометрия сохранена. Но внутренне металл подвергается температурному воздействию, что в долгосрочной перспективе изменяет его свойства.
«Это уже мина замедленного действия, — подчёркивает эксперт. — Металл вроде бы цел, но в дальнейшем возможны два варианта развития событий. Первый — активная коррозия, которая может быстро привести к сквозному разрушению металла. Второй — снижение прочности металла в несущих элементах, что потенциально грозит обрушением части конструкции», — объясняет Сергей Щербань.
Металл и бетон по-разному ведут себя при разрушении. Металл трещит, словно подаёт сигналы, что даёт время среагировать на возможное разрушение. Бетон же может выглядеть целым, а затем внезапно обрушиться.
Кроме того, металл обладает ещё одним важным свойством — он работает как амортизатор.
По словам эксперта, металлоконструкция принимает на себя удар, локализует его. Она не передаёт разрушительную волну дальше — через фундамент, длинные транспортные мосты или другие жёстко соединённые элементы. Всё гасится в месте удара.
Железобетон сложнее в этом плане. Он хорошо передаёт вибрацию и разрушение на большие расстояния. И даже если конструкция выглядит целой, в ней могут быть скрытые риски.
Хотя у железобетонных конструкций также есть свои плюсы.
«Каждое крупное железобетонное сооружение имеет деформационные швы. Например, стена длиной более 50 метров уже не может быть сплошной — её разделяют швами. Эти деформационные швы очень серьёзно помогают локализовать воздействие ударной волны в железобетонных конструкциях именно в пределах одного этого участка», — рассказывает Сергей Щербань.
Однако минус в том, что со временем трещины в этой железобетонной плите могут активно раскрываться в процессе эксплуатации. После дождя вода может начать просачиваться через щели в плитах перекрытия. Это означает, что конструкция уже сместилась, но сразу это было незаметно. Поэтому оценку стоит проводить не только сразу после удара, но и после атмосферных воздействий. Настоящие последствия часто проявляются позже.
Таким образом, нужно понимать, что в отличие от металла, железобетон не только передаёт разрушительные колебания на большие расстояния, но и имеет больший риск скрытых повреждений. В то же время, металлоконструкции, несмотря на способность к локализации разрушений, значительно более уязвимы к высокотемпературному воздействию, что ведёт к коррозии и снижению несущей способности.
Скрытые повреждения оборудования
Проводить дефектовку необходимо не только на явно пострадавших сооружениях, но и на тех, которые внешне выглядят неповреждёнными. Такой совет даёт директор «Сервис Грейн» Евгений Середа: «Ударная волна имеет разрушительное действие, которое сначала визуально может быть незаметным. Это могут быть разорванные от напряжения болты. Болт необязательно выпадает, он может держаться за счёт панелей, а это элемент безопасности».
Эту необходимость подтверждают и в KMZ Industries. Вячеслав Степанчук отмечает, что главным и очень непредсказуемым моментом стало растяжение отверстий крепления болтов в панелях силосов. То есть, внешне силос выглядит нормально, даже панели не повреждены осколками, а отверстия креплений под воздействием взрывной волны оказались увеличенными. А болтовые соединения держат всю конструкцию и проектную нагрузку, и именно на них следует обращать особое внимание.
«Именно этот момент невозможно предусмотреть при визуальном осмотре, для этого нужно разбирать каждый стык, что довольно проблематично. И таких панелей было очень много, они были абсолютно целыми, но с вытянутыми больше нормы отверстиями. Их нужно было менять, но мы искали способ, как их сохранить. Технические специалисты компании провели расчёты прочности и приняли решение переделать отверстия на большие, изменить диаметр болтового соединения с соответствующим уплотнением — это существенно уменьшило общий бюджет и сэкономило общее время реализации проекта», — объясняет Вячеслав Степанчук.
Отверстия, растянутые в результате действия взрывной волны
Он отмечает, что таким способом можно решить проблему, если силос изначально собран на болтах, диаметр которых не является максимальным.
«Силос был собран на болтах М10, диаметр отверстий в панелях под него 12 мм, поэтому мы заменили болт М10 на М12, под него отверстие в панелях делается 14 мм. Мы увеличили отверстия до необходимого диаметра и сохранили не одну сотню стеновых панелей. К сожалению, это не сработает, если силос собран на болтах М12, потому что найти болты большего размера с соответствующим уплотнением будет довольно сложно, даже если расчётно такая возможность будет разрешена», — рассказывает Вячеслав Степанчук.
Ещё одной неожиданностью при восстановлении силосов может стать состояние шпилек, на которых устанавливается силос — если элеватор не новый, они могут потребовать замены. Так произошло и на «Сервис Грейн». Но демонтировать шпильку, закреплённую с помощью химического анкера — очень долго и дорого.
«Если такая возможность существует, можно попробовать найти альтернативное решение, например — провернуть силос, но в случае наличия эстакады, которая крепится к рёбрам жёсткости силоса, сделать это не удастся. Здесь для сохранения работоспособности элеватора и ускорения процесса восстановления были сделаны металлические эстакады на отдельных опорах, что нам помогло — и три силоса можно было провернуть. Но в линии было ещё три силоса, которые имели собственные эстакады, провернуть их не было возможности, поэтому нужно было искать решение, каким образом закрепить силос на фундаменте. Нам удалось разработать специальную ремонтную пятку, которая имела вместо одного центрального отверстия ещё два разнесённых, расположенных на необходимом расстоянии для корректной работы химического анкера. Всё было рассчитано и проверено на прочность, поэтому всё будет работать надёжно», — объясняет эксперт KMZ Industries.
Шпильки, которые потребовали ремонтной пятки
Экономия на оборудовании
Некоторые детали после демонтажа можно восстановить — это будет дешевле и быстрее, чем заказывать новые. Конечно, если эти детали повреждены некритично. Например, если нужно лишь восстановление защитного слоя, именно так и делали на элеваторе «Сервис Грейн» с некоторыми запчастями.
«Но следует понимать, если несущая деталь была деформирована, то рихтовать её запрещено, визуально, возможно, она и будет выглядеть нормально, но несущая способность в местах, где были “изломы” и деформации будет существенно снижена!», — отмечает Вячеслав Степанчук.
Реставрация деталей на элеваторе
К жизни также удалось вернуть и определённый процент разрушенных металлоконструкций. По словам директора элеватора, удалось выправить часть швеллеров и уголков. Часть панелей силосов тоже удалось спасти после дефектовки.
«Оценивали каждый лист, рёбра жёсткости. Например, силос с одной стороны полностью разорван, а с другой стороны листы целые. Специалисты KMZ Industries определяли, какие из них можно использовать повторно, и взяли их на новый силос. Это существенная экономия. То же самое делали и строители других компаний: там, где могли, сравнивали, подрихтовывали и брали в монтаж ту часть, которую можно было использовать повторно. И тогда мы смогли купить нового оборудования и строительных материалов меньше, чем если бы всё было с нуля. Поэтому я благодарен специалистам за понимание», — отмечает директор элеватора, директор “Сервис Грейн” Сергей Середа.
Советы компаниям, которым необходимы восстановительные работы
Работы по восстановлению после войны будут наиболее востребованными на рынке строительно-монтажных работ, считает Вячеслав Степанчук. Поэтому для тех, кто нуждается в таких услугах, он составил несколько советов:
Необходимо провести обследование. Нужно понимать, что обследование обычно не даёт полного понимания всех последствий из-за скрытых дефектов, но эксперт всё зафиксирует официально — это нужно для компенсации убытков.
При проведении обследования в группу экспертов необходимо привлекать представителей производителей оборудования, которые имеют доступ к конструкторской документации и технических консультантов. Желательно пригласить потенциальную монтажную организацию, чтобы учесть монтажные нюансы — это тоже нужно для максимально полного понимания последствий и планирования бюджета.
Для силосов, которые были повреждены и деформированы взрывной волной, нужно сделать обследование стыков на болтовых соединениях. (Болты могут быть деформированы, стыки вытянуты, соответственно прочность узлов существенно снижена) — это нужно для качественного восстановления.
Если есть повреждённые кровельные листы, то с вероятностью 99,9% повреждён каркас крыши. Локальная замена элементов каркаса в некоторых конструкциях очень проблематична, а иногда невозможна совсем — это нужно для чёткого понимания плана действий по восстановлению.
При существенных деформациях корпуса и при деформациях крыши лучше полностью перебрать силос и заменить все болтовые соединения и повреждённые детали — по-другому просто нельзя.
Не стоит пытаться что-то сохранить, если более 50% деталей имеют повреждения. Не всегда, но бывает так, что стоимость работ по разборке и сохранению каких-то деталей может превысить стоимость самих деталей, поэтому нужно всегда тщательно взвешивать решение.
Доверять работу нужно профессионалам и квалифицированным специалистам — это просто правильно.
Расширили мощности элеватора на Полтавщине более чем на 10 тыс. тонн хранения
Завершаем монтажные работы на элеваторном комплексе в Полтавской области, где установили два силоса линейки Brice-Baker общей вместимостью 13200 м³ Детальнее
Держим выбранный курс на экспорт: осуществили комплексную поставку элеваторного оборудования в Румынию
На объекте активно ведутся монтажные работы и уже в этом сезоне силосы украинского производства примут первое зерно с румынских полей. Детальнее
Строим новый мощный элеватор для перерабатывающего агропредприятия в Черкасской области
На объекте установлены два силоса СМВУ и два хоппера общей мощностью хранения 21 тыс. тонн, а также сушилка Brice-Baker Детальнее
Выполнили замену корпуса шротового силоса иностранного производства без остановки производственной линии
Задача, которая была поставлена перед монтажниками, инженерно-техническими и техническими специалистами выходила за пределы стандартных Детальнее
Автоматизация элеваторов: просто о сложном
Системы автоматизации элеваторов обычно выполняют функции «подсказки и предупреждения». Подсказка помогает оператору быстро ориентироваться и принимать решения, а предупреждение предотвращает травматизм персонала и выход оборудования из строя. Программа либо блокирует неправильные действия, либо предупреждает оператора – выводит соответствующие подсказки на монитор. Детальнее
Ключевые импортеры элеваторного оборудования KMZ Industries – из ближайших стран
Наибольшую долю в экспорте оборудования KMZ Industries имеет Румыния Детальнее
Нюанси монтажа фермерского элеватора
Вячеслав Степанчук, директор по монтажу и строительству KMZ Industries, рассказывает о нюансах монтажа элеваторов. Детальнее
В ЧЕРКАССКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ЭЛЕВАТОРА МОЩНОСТЬЮ 30 000 ТОНН
На объекте будет установлено 4 силоса объемом 9 733 кубометра каждый и конусного вместимостью 1 060 кубометра производства KMZ Industries Детальнее
СВІТОВИЙ ВИРОБНИК
ПОНАД 5000 ПРОЄКТІВ
ВТІЛЕНО В СВІТІ
Поделиться:
Отправить ссылку на эту страницу:
КОНТАКТЫ
ГЛАВНЫЙ ОФИС
+38 (05346) 221 38
39500, Украина, Полтавская обл.,
г. Карловка, ул. Сергея Нигояна, 2