RU

    Статьи и обзоры
    Статьи и обзоры

    Интервью с Дмитрием Скорняковым, генеральным директором HarvEast, в рамках совместного проекта компании KMZ Industries и Agravery.com

    14.10.2020

    Дмитрий Скорняков генеральный директор HarvEast

    Дмитрий Скорняков: Лучше остаться не на самой лучшей земле, но с хорошей командой

    Дмитрий Скорняков, генеральный директор HarvEast, рассказал о том, каким будет сельское хозяйство в будущем, об инновациях, подходе к выращиванию нишевых культур и возможном выходе на IPO.

    Какие культуры порадовали хорошим урожаем в этом году, а что стало разочарованием сезона?

    — О поздних культурах говорить рано – мы в процессе уборки подсолнечника и кукурузы. А урожай ранних культур в 2020 году оцениваю как удовлетворительный. Разочарованием стал рапс – этой масличной посеяли немного, но получили очень низкую урожайность и отрицательную рентабельность.

    В севообороте HarvEast есть бобовые, какие из них наиболее маржинальные?

     — К сожалению, бобовые пока нельзя отнести к маржинальным культурам, на них удается заработать не так много. Но компании они необходимы в севообороте для увеличения урожайности последующих культур.

    На ваш взгляд, насколько большие перспективы у мяса, которое производят из растительных ингредиентов? Как этот тренд отразится на агроотрасли?

    — Я думаю, перспективы у растительного мяса очень хорошие. В развитых странах большинство людей уже понимают, что мы употребляем слишком много свинины и говядины, что, наверное, не очень полезно для здоровья. Это также вредит экологии и природному разнообразию, поскольку сейчас возможно суммарный вес коров больше, чем вес всех диких животных вместе взятых. Поэтому мне нравится тенденция роста популярности растительного мяса. Как данный тренд отразится на отрасли в целом? Надеюсь, что наконец-то вырастет потребление и стоимость бобовых культур как основного сырья для производства растительного мяса. Бобовые необходимы для оздоровления почвы, потому это позитивный момент для планеты в целом,

    Насколько успешно компания выращивает нишевые культуры?

    — Сейчас мы не выращиваем нишевые культуры в общепринятом понимании. К ним я отношу те, которые мало представлены на мировом рынке, например, просо, киноа, гречку. Ранее у нас в портфеле были такие культуры, но мы решили от них отказаться. Когда у тебя большая компания – это должна быть машина, работающая как четко налаженный механизм, как конвейер. А нишевые культуры требуют слишком много внимания, там масса тонкостей. Я считаю, что это вариант для более мелких фермеров, которые могут быстрее реагировать на изменения спроса и предложения.

    Вы не первый год инвестируете в оросительные системы. Почему пошли именно таким путем? Не легче ли приобрести земли в регионах с хорошим обеспечением влагой?

    — Кто-то из крупных инвесторов сказал, что лучше дать деньги блестящей команде со средней идеей, чем средней команде с блестящей идеей. Вот это как раз о нашем орошении. У нас есть очень крутая команда для реализации данного проекта – мы решили доверить ей деньги.

    Купить землю в других регионах – это не самый простой путь для инвестора. В большинстве случаев там придется формировать команду с нуля. Мы же предпочли остаться не на самой лучшей земле, но с хорошей командой. Плюс, за счет близости этого актива к Мариупольскому порту, у нас низкие расходы на логистику, что существенно улучшает рентабельность культур.

    Распространено мнение, что агрокомпании будут более мотивированы развивать орошение именно на собственных землях. Вы согласны с таким утверждением? Какие еще позитивные изменения можно ожидать после того, как заработает рынок земли?

    — Я полностью согласен с этим. Уже много раз говорил о том, что инвестирование в орошение, садоводство, овощеводство, выращивание ягод можно сравнить с капитальным ремонтом жилья, который ты вряд ли будешь делать в чужой квартире за свой счёт. Только если есть долгосрочный договор аренды.

    Похожая ситуация и с землей – после запуска рынка инвестиции будут более защищены, появятся предпосылки развития отраслей, которые приносят больше денег с одного гектара, например, виноградарство и виноделие.

    Испания за последние 20 лет в десятки раз увеличила орошаемые площади. При этом они всю инфраструктуру делали с нуля! Понятно, что европейские деньги – это дешевые деньги. Но у нас с советских времен есть гигантское наследство систем орошения, которое страна сейчас использует не более, чем на 3-4%.

    Как вы относитесь к технологии минимальной обработки почвы «no-till»?

    — Технология «no-till» в Украине требует грамотного подхода. Если заниматься этим серьезно, то нужно и поля обязательно выравнивать, и почву специально готовить. Поэтому настоящего «no-till» в Украине крайне мало. Вообще к этой технологии отношусь хорошо и считаю, что для части низкопродуктивных площадей – это единственно возможный вариант. У нас в компании около 3–5% земель «no-till». Да, это немного, но я думаю, что больше 10% и не будет. При этом на тех площадях, где уже внедрили данную технологию, компания начала зарабатывать. Ранее это были почвы, где мы в лучшем случае выходили в ноль по рентабельности.

     В 2019 году в интервью нашему изданию вы говорили о планах эффективно присоединить к агрохолдингу новое подразделение в Киевской области. Насколько удалось сделать все намеченное? 

    — Присоединение киевского кластера немного затянулось. Вот когда мы приняли решение о том, что большая часть топ-менеджмента в киевском активе будет из нашей старой команды, тогда, я считаю, мы и приблизились к завершающей стадии присоединения нового подразделения. В 2021 году все процессы, надеюсь, окончательно завершим.

    Отдельно отмечу, что интеграция была успешной именно благодаря формированию команды преимущественно из кадров нашего первого актива. Организация труда сразу наладилась, а это в любом производстве – самое главное.

    Компания также планировала модернизировать элеватор в киевском кластере, в частности, увеличить мощности хранения. Проект уже завершен? Есть ли новые планы по модернизации элеватора?

    — Мы планировали увеличить мощности хранения до 50 тыс. тонн.  Модернизация элеватора предполагала две стадии. Первая – это увеличение мощности отгрузки, для того чтобы элеватор стал маршрутным, чтобы он смог больше и быстрее грузить. По этому пункту мы находимся почти на финише. Следующий этап – это увеличение именно тоннажа.

    Расскажите о работе семенных программ этого сезона в киевском кластере. Какие культуры и на каких площадях посеяны? Все ли семенные посевы под орошением?

    — В основном выращиваем семена кукурузы и подсолнечника для Mas Seeds, Euralis и ВНИС – это наши основные партнеры. Все семенные посевы находятся под орошением, а эти компании предоставляют нам свою технологию. В этой схеме мы, по сути, – руки, которые должны вовремя и правильно всё сделать. И это очень ответственно, поскольку производимый нами товар выходит на рынок под брендом наших партнеров.

    Насколько интересен вашей компании выход на IPO?

    — Этот вопрос сегодня не является для нас приоритетным, но я считаю, что со временем это вполне реально. Хотя за последние несколько лет ни одна украинская компания не вышла на IPO. А те агрохолдинги, которые выходили на IPO, делали это либо в Лондоне, либо в Варшаве.

    В Украине практически отсутствует культура инвестирования в фондовый рынок. Мы в этом плане на уровне Зимбабве и Буркина-Фасо. Я думаю, что мы единственная европейская страна, у которой нет развитого фондового рынка. Соответственно, у нас нет культуры корпоративного управления в стране в большом масштабе. Есть отдельные холдинги, отдельные компании, которые управляются по европейским нормативам, но они – скорее исключение из правил.

    IPO приносит больше денег в компанию, и она получает возможность резко расти, развиваться. Это может быть нашим вариантом, учитывая, что для акционеров HarvEast – не основной бизнес. Если мы будем готовы и акционеры одобрят существенный рост компании, то это можно будет сделать, в том числе и за счёт IPO.

    Какие инновации планируете внедрить в компании в 2020-2021 гг.?

    — На мой взгляд, все инновации сегодня в украинском сельском хозяйстве направлены на решение двух ключевых задач: борьбу с неэффективным использованием ресурсов и повышение результативности бизнеса. Для решения первой мы применяем множество суперсовременных датчиков, мониторов, внедрили центры наблюдения и управления, начали тотальную диджитализацию. По второму направлению занимаемся точным земледелием: выполняем дифференцированное внесение удобрений, более точные анализы почвы. В принципе, у нас приоритет номер один на сегодняшний день – это самый детальный анализ полей с сеткой в 10 гектаров.

    Каким будет сельское хозяйство через 10-20 лет?

    — Я думаю, что оно в течение 10 лет изменится не очень сильно. Наверное, появятся электротракторы, ведь создать и внедрить их несложно, под них не нужна особая инфраструктура.

    Всё будет двигаться в сторону уменьшения ручного труда, человеческого влияния. Уже появились разбрасыватели, которые сами учитывают ветер, автоматически меняют силу броска, учитывают рельеф поля. По всей технике будет размещаться ещё больше датчиков. Также в ближайшем будущем на полях могут появиться автопилотируемые машины.

    Огромный потенциал у гидропоники. Сейчас, теоретически, с одного гектара гидропоники можно получать урожай в десятки раз больше, чем с земли. Я думаю, что в ближайшие 25–50 лет вполне возможно обесценивание земли как источника производства агропродукции. Например, сегодня практически вся зелень, которая продается в Европе, выращивается на минеральной вате или кокосовой стружке в системах гидропоники, в помещениях. А помещения в разы меньше полей, на которых все это можно было бы вырастить. Если в начале данное направление развивалось на высокомаржинальных культурах: зелени, томатах, огурцах, то со временем пойдет дальше. Уже проводят соответствующие опыты с пшеницей.

    Современное сельское хозяйство на 99% зависит от того, будет ли дождь, будет ли солнце, ветер и так далее. В гидропонической установке всё это управляемо. То есть внешние факторы здесь влияют на успех лишь на 3–10%. Еще 100 лет, и я уверен, что у нас будут исключительно биозаводы.

    Расскажите, как любите проводить свободное время? 

    — Дети, работа, спорт, путешествия – вот главное в моей жизни. Деловые встречи провожу и по воскресеньям. А могу, наоборот, ребёнка в офис на работу привести. Когда ты руководитель компании, то у тебя личное и рабочее время смешиваются. Нравится тебе это или нет.

    В чем секрет вашего успеха? Как удается совмещать руководство крупным агробизнесом, роль главы семьи и находить время для других увлечений?

    — Секрета нет. Просто мне реально очень нравится моя работа, и я очень люблю своих детей. Им отдаю максимально много времени, а остальное трачу на спорт и увлечения. По возможности занимаюсь муай-тай, вейкбордингом и серфингом.

    Последняя прочитанная книга: о чем она и чем привлекла?

    — Очень понравилось издание Lonely Planet – «Мечтатели». Это 34 рассказа известных писателей о путешествиях, которые навсегда их изменили. Книга цепляет множеством внутренних переживаний авторов, она больше эмпирическая, чем сюжетная. Вообще, когда едешь в другую страну, то видишь, как ту же самую проблему и ситуацию решают люди с абсолютно другим сознанием и менталитетом. У тебя рождаются десятки новых решений, и это возможно только в путешествиях.

     Какое хобби стало более близким сейчас?

    — Мне всегда был близок спорт. Помню такой период, когда я не занимался, – было физически и морально плохо. Спорт – неотъемлемая часть моей жизни, начиная с 5 лет. Я считаю, что во многом именно спорт помог мне добиться успеха в работе. Потому что в бизнесе, как и в спорте, ты становишься успешным за счет характера, тренировок, таланта, и только тогда, когда ты превосходишь себя, раздвигаешь границы своих возможностей.

    Оригинал статьи по ссылке (текст подан на украинском языке).

    ПОПУЛЯРНОЕ

    Расширили мощности элеватора на Полтавщине более чем на 10 тыс. тонн хранения

    Завершаем монтажные работы на элеваторном комплексе в Полтавской области, где установили два силоса линейки Brice-Baker общей вместимостью 13200 м³ Детальнее

    Держим выбранный курс на экспорт: осуществили комплексную поставку элеваторного оборудования в Румынию

    На объекте активно ведутся монтажные работы и уже в этом сезоне силосы украинского производства примут первое зерно с румынских полей. Детальнее

    Строим новый мощный элеватор для перерабатывающего агропредприятия в Черкасской области

    На объекте установлены два силоса СМВУ и два хоппера общей мощностью хранения 21 тыс. тонн, а также сушилка Brice-Baker Детальнее

    Выполнили замену корпуса шротового силоса иностранного производства без остановки производственной линии

    Задача, которая была поставлена перед монтажниками, инженерно-техническими и техническими специалистами выходила за пределы стандартных Детальнее

    Автоматизация элеваторов: просто о сложном

    Системы автоматизации элеваторов обычно выполняют функции «подсказки и предупреждения». Подсказка помогает оператору быстро ориентироваться и принимать решения, а предупреждение предотвращает травматизм персонала и выход оборудования из строя. Программа либо блокирует неправильные действия, либо предупреждает оператора – выводит соответствующие подсказки на монитор. Детальнее

    Ключевые импортеры элеваторного оборудования KMZ Industries – из ближайших стран

    Наибольшую долю в экспорте оборудования KMZ Industries имеет Румыния Детальнее

    Нюанси монтажа фермерского элеватора

    Вячеслав Степанчук, директор по монтажу и строительству KMZ Industries, рассказывает о нюансах монтажа элеваторов. Детальнее

    В ЧЕРКАССКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ЭЛЕВАТОРА МОЩНОСТЬЮ 30 000 ТОНН

    На объекте будет установлено 4 силоса объемом 9 733 кубометра каждый и конусного вместимостью 1 060 кубометра производства KMZ Industries Детальнее
    СВІТОВИЙ ВИРОБНИК

    ПОНАД 5000 ПРОЄКТІВ
    ВТІЛЕНО В СВІТІ

    Поделиться:
    Отправить ссылку
    на эту страницу: