15.01.2020
15 лет назад украинская компания KMZ Industries первой в нашей стране запустила серийное производство металлических силосов. Событие стало без преувеличения знаковым и открыло новые возможности для отечественных аграриев. Конечно, все это время завод не стоял на месте, активно развивался и совершенствовал свою продукцию. А юбилей первых силосов сотрудники сейчас празднуют «в полях», тщательно проверяя состояние оборудование на объектах, где они установлены.
Мы пообщались с Вячеславом Степанчуком, директором по монтажу и строительству KMZ Industries – спросили у него о результатах проверки, а также попросили поделиться главными секретами грамотной эксплуатации: ведь именно они – наравне с качеством оборудования – являются обязательным условием долголетия силосов.
Вячеслав, какое хозяйство первым установило силосы производства KMZ Industries? Они функционируют они сейчас?
– Конечно, функционируют. Первопроходцем стал элеватор в Кропивницком, сейчас это – ЧАО «Полтавское ХПП», которое принадлежит Kernel. Именно здесь с 2004 года стоят наши «первенцы», помеченные заводскими номерами 1, 2, 3 и 4. Кстати, в последующие годы хозяйство активно расширялся и также отдавало предпочтение нашей продукции. В целом на протяжении нескольких лет здесь установили 15 силосов производства KMZ Industries емкостью по 5 тыс. тонн, диаметром 16,5 м, на 20 ярусов каждый. Поэтому, осматривая на этом зернохранилище силосы разных лет, можно увидеть, как совершенствовалось наше оборудование в течение первых трех волн модернизации.
Первые силосы значительно отличаются от тех, которые выпускает KMZ Industries сейчас?
– Основные преимущества конструктива сохранились, но и усовершенствований за это время было немало. Тогда, например, в процессе производства мы больше использовали рутинный человеческий труд – сейчас же за точную геометрию силосов отвечают установленные на нашем заводе американские автоматические линии Bradbury, которые введены в эксплуатацию с 2012 года. Благодаря исключению человеческого фактора они обеспечивают точность отверстий, скорость монтажа и высокое качество силосов. Сейчас также применяем большие по высоте панели для более быстрого монтажа силоса. Расширили ассортимент воздухоотводов: кроме воздухоотводов типа «гусь» – которые как раз и располагаются на крышах первых силосов – используем ромбовидные воздухоотводы дефлекторного типа. Они позволяют предотвратить накопление мусора и пыли на стыке с крышей и полностью обезопасить от попадания внутрь осадков.
Довольны результатами осмотра элеватора в Кропивницкому? Как «чувствуют себя» ваши силосы сейчас?
– Осмотр показал, что все силосы в хорошем состоянии, функционал свой выполняют, видимых кренов, деформаций и повреждений конструктивных элементов (ребра жесткости, панели, сектора крыш) не обнаружено.
Никаких замечаний?
– Только незначительные. Из-за атмосферного влияния и длительной эксплуатации повышенного внимания требуют некоторые элементы: в частности, мы посоветовали эксплуатационникам заменить ветровые кольца на более современную конструкцию, а также заменить несколько люков, чтобы улучшить герметизацию (люк – отдельный элемент силоса, поэтому сделать это несложно). А в случае выявления поверхностной коррозии – посоветовали вовремя зачищать и обрабатывать такие места. Все эти недостатки несложно устранить, поэтому поддерживать оборудование в безопасном и надежном состоянии здесь можно без особых финансовых вложений.
Секрет такой долговечности ваших силосов – в качестве?
– Конечно, качество – в первую очередь. Но наравне с качеством значимым фактором их долголетия могу назвать и грамотную эксплуатацию. Здесь, на «Полтавском ХПП», за силосами следят отлично. Регулярные обзоры, строгий контроль процесса загрузки-выгрузки, постоянное соблюдение правил эксплуатации. На высоком уровне организована и безопасность элеватора, есть даже электронный контроль доступа в емкости. Уверен, что при такой эксплуатации, ежегодном обслуживании и своевременных обследованиях силосы KMZ Industries будут успешно работать еще долгие годы.
Вы постоянно посещаете элеваторы, проводите осмотры собственного оборудования и оборудования других производителей: так за оборудованием следят везде?
– Приходилось видеть всякое: и образцовые объекты, о которых заботятся рачительные хозяева, и вопиющие ситуации, когда оборудование работает без необходимого обслуживания, годами не видит плановых ремонтов – спасают его, только когда полностью неисправно. Вот разве вы будете, приобретя авто премиум-класса, обслуживать его на неофициальных станциях, использовать некачественное топливо, обходиться без техосмотра и замены масла? Конечно, нет. Так и элеватор – это огромный набор разного рода дорогостоящего оборудования, которое требует соответствующего уровня сервиса, обученного обслуживающего персонала, качественных расходных материалов. Поверьте, все это окупается предотвращением финансовых потерь даже от одного дня простоя.
А какие ошибки чаще всего допускают на элеваторе?
– Всюду, где мы сталкивались с той или иной проблемой, – в 99% случаев это неправильная эксплуатация и низкая осведомленность обслуживающего персонала: не смазали вовремя, не заменили подшипник, не проконтролировала датчик, продолжили работу при наличии постороннего шума, не заметили утечки… Таких случаев много.
Среди наиболее распространенных ошибок – и отсутствие надлежащего контроля за процессом загрузки-выгрузки. Силос рассчитан на равномерно-распределенную нагрузку, поэтому процесс образования выгрузной воронки очень важен: в случае залипания/зависания продукта можно будет идентифицировать это визуально и устранить проблему, а не ждать, когда произойдет обрушение продукта или еще хуже – авария.
Еще одна серьезная распространенная ошибка – отсутствие геодезического контроля за состоянием корпуса силоса. На самом деле только так можно точно определить, стоит ли емкость ровно или же есть критический крен фундамента и ненормальные искривление или наклоны ребер жесткости. Если это будет видно невооруженным глазом, может быть уже поздно. Ну, и в топе ошибок – конечно же, отсутствие всех необходимых осмотров оборудования.
А как часто надо проводить осмотры элеваторного оборудования и на что именно обращать внимание?
– Существуют различные типы регулярных осмотров. Ежедневный проводится персоналом элеватора: осматривая силосы, в первую очередь нужно убедиться, что фундаменты не имеют видимых кренов и трещин, стеновые панели и ребра жесткости не имеют деформаций, отсутствуют протечки, не нарушены гидроизоляция и антикоррозийная защита. Транспортное оборудование в процессе эксплуатации осматривается на предмет посторонних шумов и вибраций, повышенных температур подшипниковых узлов, а также не просыпается ли продукция в самотечных системах. Все несоответствия и отклонения обязательно фиксируются в журналах ежедневного осмотра оборудования. Недостатки, которые можно быстро устранить, исправляются персоналом элеватора. Также на основании таких обзоров принимаются решения о проведении внепланового осмотра.
Плановый осмотр проводится в соответствии с внутренним регламентом проведения осмотров: помимо прочего, открываются крышки оборудования, осматриваются приводные/натяжные узлы, натяжение цепей/лент, контролируется прямолинейность и плавность хода тяговых органов. Все действия обязательно фиксируются, неотложные проблемы оперативно устраняются, на основании осмотра планируются текущие и капитальные ремонты оборудования.
Межсезонный осмотр проводится до и после сезона работы элеватора. Здесь оборудование осматривается максимально тщательно: в том числе измеряются толщины самотечных систем, оценивается состояние футеровки, при необходимости заменяют узлы и детали оборудования. Также некоторые компании приглашают нас как производителя провести осмотр силосов, которые уже находятся в эксплуатации.
А зачем нужен осмотр от завода-производителя?
– Производитель – первый, кто заинтересован, чтобы его оборудование эксплуатировалось правильно. А осмотр с его участием в первую очередь полезен собственнику и главному инженеру. Не секрет, что в процессе работы технический персонал может внести изменения в конструктив, отключить датчики или просто допустить ошибки. Конечно, в отчетах будет указано, что все оборудование в рабочем состоянии и не требует никаких ремонтов. А дальше возникают разного рода неприятные «сюрпризы» в виде аварий или простоев. Профессиональный же взгляд заинтересованных в сокрытии недочетов специалистов поможет выявить огрехи в эксплуатации и предложить корректирующие действия. Или при отсутствии таких нарушений подтвердить, что служба эксплуатации работает эффективно, подготовить подробный отчет, провести консультации и дать рекомендации по вопросам, которые интересуют специалистов. Что мы, собственно, и сделали во время осмотра объекта Kernel в Кропивницком: техническая служба получила рекомендации, пересмотрела свой подход к некоторым особенностям эксплуатации и высоко оценила эффективность такого осмотра и необходимость непредвзятого профессионального взгляда со стороны.
В завершение интервью поделитесь секретом долговечного элеватора от KMZ Industries?
– Формула проста: проверенное временем качество оборудования, грамотная эксплуатация в соответствии с нормативными и руководящими документами плюс регулярные осмотры и надлежащий сервис. Думаю, это обязательные условия бесперебойной работы элеватора и сохранения вложенных в него инвестиций.
Оригинал статьи по ссылке (текст подан на украинском языке).
+38 (05346) 221 38
39500, Украина, Полтавская обл.,
г. Карловка, ул. Сергея Нигояна, 2
+38 (050) 435 76 97
sales@kmzindustries.ua ,
02002, Украина, м. Киев,
ул. Никольско-Слободская, 2В, офис 157