22.06.2022
В статье «Обобщение знаний об эксплуатации силосов: обследование металлических силосов» мы говорили о том, что выполнение работ по восстановлению и/или усилению конструкций силосов нужно выполнять в условиях авторского надзора со стороны разработчика силоса и на основании разработанного и согласованного проекта производства работ (далее – ППР).
Проект производства работ может быть разработан проектантом организации-подрядчика, которая проводит работу. В KMZ Industries ППР разрабатывают опытные специалисты департамента монтажа и строительства. В этой статье об опыте разработки ППР рассказывает Георгий Анфалов, главный инженер проектов департамента монтажа и строительства KMZ Industries.
Начнем с азов. В ДБН А.3.1-5-2016 «Организация строительного производства» определено понятие «проектно-технологической документации» (далее – ПТД), которая включает в себя проект организации строительства (далее – ПОС) и проект производства работ (далее – ППР):
Выполнение работ без ППР не допускается.
Технические решения, указанные в ППР, направлены на:
Согласно специализациям в строительстве ППРы бывают:
В законодательстве Украины, к сожалению, требования к разрабатываемым ППР очень размыты. Поэтому в различных отраслях эти требования разработаны в разной мере четкости. Встречаются разночтения, недоработки и противоречия. Лучшим подходом мне видится руководство требованиями и традициями отраслей, где эти вопросы более проработаны и где исторически сложились некие формы и взаимоотношения в производстве, где применяется нарядная форма выполнения работ повышенной опасности.
При более детальном изучении отраслевых документов для тех предприятий, где размещается продукция KMZ Industries, например:
мы не можем получить исчерпывающие указания по форме и содержанию ППР. Поэтому есть смысл обобщать и применять опыт других отраслей в этом вопросе.
Например, в отрасли энергетики существует НПАОП 40.1-1.02-01 «Правила безпечної експлуатації тепломеханічного обладнання електростанцій і теплових мереж». Там говорится, что в ППР должны быть отражены следующие требования:
В том же документе зафиксировано, что кроме того в ППР должны быть указаны:
Хочется уделить внимание также вопросу о глубине проработки «мелочей» в ППР.
ДБН А.3.1-5-2016 гласит: «…Необходимая степень детализации материалов ППР устанавливается генподрядчиком или заказчиком…».
В этом случае глубина проработки может варьироваться в зависимости от многих факторов. Среди них – сроки разработки, стоимость, квалификация сертифицированного главного инженера проекта (далее – ГИП). А также квалификация прораба, который и несет, в конце концов, ответственность за успех производства работ.
В этом и заключается распределение ответственности в связке «ГИП-прораб». При чрезмерном упрощении ППР ответственность прораба растет. И наоборот. Поэтому затраты на разработку ППР в общей стоимости производимых работ должны закладываться в «необходимых» (оптимальных) размерах.
ВАЖНО: Экономия на этой статье сметы может привести к рискам, связанным со сроками работ и здоровьем людей. |
Внешне ППР выглядит по-разному. Его оформляют и по правилам единой системы конструкторской документации (ЕСКД), и по правилам строительного черчения.
ППР включает в себя текстовую часть (записка) и графическую часть (чертежи, технологические карты). Если есть возможность включить чертежи в виде иллюстраций в записку – это допускается. Также если возможно текст разместить достаточным образом на чертеже – это тоже возможно. Вот пример первого листа ППР на монтаж конусного силоса на одном из наших объектов. Листов, конечно, больше. Также в него входит полная пояснительная записка. При этом вся монтажная оснастка разработана и изготовлена официально. Она испытана и имеет право быть применена в этой работе.
А вот примеры из других отраслей. Они могут быть интересны для понимания сути ППР и их многообразия. Ниже – пример двух первых листов из проекта замены вала весом 30 т через окно второго промышленного этажа цеха. Тут разработаны все детали применяемой для этого металлоконструкции, проработана специальная строповка сложных грузов и т.д.
А это пример ППР демонтажа опасных деталей здания, частично разрушенного в результате пожара (упала вся крыша).
В таблице ниже можно ознакомиться, какой объем занимают в общем объеме разработки ППР те или иные работы.
Работы | Объем работ по отношению к общему, % |
1. Сбор и анализ исходных данных, подбор техдокументации. Составление, согласование и утверждение техзадания. | 10 |
2. Разработка ведомости объема ремонта. | 5 |
3. Составление сетевого графика ремонта. | 10 |
4. Разработка плана размещения составных частей оборудования и рабочих мест в процессе ремонта. | 5 |
5. Разработка программы выведения оборудования в ремонт и приемки оборудования из ремонта. | 5 |
6. Разработка технологических карт (с использованием соответствующей типовой программы) на выполнение отдельных работ в технологической последовательности, операционном контроле. | 15 |
7. Разработка чертежей, схем монтажа (демонтажа) энергооборудования с раскладкой на ремонтных и сборочных площадках, подъема и перемещения грузов, установки временных и монтажных приспособлений, а также транспортных путей. | 15 |
8. Разработка проектной документации на сооружение неинвентарных средств подмащивания, на закрепление специальных грузоподъемных устройств и специального технологического оснащения. | 15 |
9. Разработка пояснительной записки, которая включает в себя: вступление, назначение, область применения ППР, технические характеристики средств технологического оснащения, требования безопасности и пожарной безопасности при проведении работ, требования к организации и проведению работ, перечню примененных СИЗ, инструмента и приспособлений. | 20 |
Всего | 100 |
ППР разработки KMZ Industries сосредоточены на необходимых технических решениях. Экономические составляющие технологии, указанные в п.п. 2 и 3 из таблицы выше, отделяются от ППР для оперативного планирования монтажной организации и заказчику не предоставляются.
Если говорить о текущей работе, то это может быть от одной бессонной ночи до сроков более года.
В случаях разработки очень ответственных ППР применяются и изобретения, и дополнительные исследования, и опытно-конструкторские разработки с моделированием разного уровня. И тогда разработка ППР может длится более года (в таком случае безусловно учитывается и то, располагает ли таким временем заказчик).
Многое зависит от опыта проектировщика. Особенно на этапе принятия самих технических решений.
Важен этап сбора исходных данных, визуального осмотра места проведения работ. Если это новое проектирование на пустом месте, тогда можно выполнить работу заочно. А если ситуация сложная, работы ведутся в стесненных условиях действующего производства, то выезд на место необходим. И это может быть ни один день командировки. Разработчик должен вернуться с полным набором исходных данных и окончательным техническим решением, которое, конечно, согласовано с заказчиком.
Иногда работы требуют частичной или полной остановки производства. Иногда – частичного демонтажа некоторых существующих конструкций с их последующим восстановлением.
За этими работами следует непосредственное графическое исполнение ППР (в наборе и количестве линий, знаков, листов чертежей и листов текста и т.д.).
ППРы, разрабатываемые в KMZ Industries, выверены по оптимальности технических решений и глубине проработки на предприятиях агропромышленной отрасли Украины и за рубежом. Стоимость их разработки сложилась в соответствии с этими показателями на протяжении многих лет и входит в стоимость монтажных работ. Отдельно о цене ППР можно было бы говорить только при разработке ППР на свободном рынке.
Заказчик безусловно хотел бы сориентироваться, какой процент времени/денег от общего объема работ отнесется к разработке ППР. Но и тут все очень индивидуально, и вопрос компромиссный, конечно. Методики оценки разнятся, и разнобой в ценниках очень большой. Но в практике «рядовых» ППР мне видится более понятным подход «по трудоемкости». Ее лучше всего понимает разработчик.
ППР входит обычно в «общепроизводственные расходы» или выделяется отдельной строкой в смете. Если заказ принят подрядчиком по демпинговой цене, то сколько оставит руководитель подрядчика на разработку ППР? Чаще всего он постарается минимизировать эту статью. Особенно когда нет угрозы наказания за это.
Главное, что должен понимать и заказчик, и подрядчик работ: отсутствие ППР на объекте строительства – это преступление, которое может привести к законным последствиям. Ответственные заказчики обычно правильно понимают эту ситуацию (опасность) для них. А остальных «учит жизнь», когда можно потерять не только деньги.
Если подрядчик и его сотрудники, которые выполняют работы, подпишутся, что ознакомлены с ППР (а они обязаны это сделать до начала выполнения работ), то и ответственность за то, что они выполняют, будут ощущать большую.
Нужен пример? Любые аварии с кранами при подъеме силосов – это сразу вопрос к ППР, где указываются условия выполнения подъемной операции для конкретного груза.
Любые аварии с кранами при подъеме силосов – это сразу вопрос к ППР, где указываются условия выполнения подъемной операции для конкретного груза. |
Для наших заказчиков – строящих, модернизирующих и расширяющих элеваторы – при производстве строительных работ ППР является обязательным по нескольким причинам:
Монтажное подразделение KMZ Industries всегда работает по ППР. И это отношение к делу оправдывает себя практикой. На данный момент мы выполняем три вида работ: монтаж нового оборудования и ремонтные либо демонтажные работы. Это может быть особенно актуально в период восстановления предприятий.
Опыт нашей коллективной работы и опыт отдельных специалистов нашей команды при расследовании некоторых несчастных случаев и технических аварий доказывает высокое качество ППР, изготовленных KMZ Industries, их техническую грамотность, достаточность их глубины и детализации. Не это ли является наилучшим доказательством их необходимости в нашей работе и в строительстве в целом?
И помните: ППР всегда является важной частью большого коллективного труда, который и называется строительством.
Георгий Анфалов, ГИП департамента монтажа и строительства KMZ Industries (Facebook)
+38 (05346) 221 38
39500, Украина, Полтавская обл.,
г. Карловка, ул. Сергея Нигояна, 2
+38 (050) 435 76 97
sales@kmzindustries.ua ,
02002, Украина, м. Киев,
ул. Никольско-Слободская, 2В, офис 157