Зерновой Изюм, или как построить современный элеватор возле зоны АТО | KMZ Industries

Зерновой Изюм, или как построить современный элеватор возле зоны АТО

Элеватор возле зоны боевых действий — не только рисковое предприятие, но удобный логистический хаб для местных аграриев.

В 2017 году рентабельность элеваторного бизнеса была на уровне 15 $ / т, что стало самым низким показателем за последние годы, рассказал руководитель проекта Zernovoz.in.ua Александр Слащенко. По его мнению, главная причина падения рентабельности — за последние годы появление новых элеваторных объектов.

Но при этом зернохранилищ все равно не хватает, комментирует генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Павел Коваль. «Элеваторов должно хватать на весь объем ранних зерновых. Но мы еще не имеем хранилищ на 30-33 млн тонн единовременного хранения зерна », — сетует генеральный директор УАК.

Как считают в компании KMZ Industries, объем рынка строительства новых элеваторов в 2017 году в денежном выражении превысил 3 млрд гривен, и тенденция его роста сохранится в течение следующих 3-5 лет. По статистике Минагрополитики, в прошлом аграрии построили 88 новых зернохранилищ во всех областях Украины.

Один из таких элеваторов появился в вблизи города Изюм — в с. Капитоловка. Объект мощностью в 8000 тонн зерна единовременного хранения построила фирма ООО «Изюм Агро Инвест», которая также имеет элеватор в Купянске. Работу элеватор начал в апреле этого года. "По нашим расчетам, существующих мощностей не хватает для обслуживания территории, которая находится на стыке Харьковской и Донецкой областей", — говорит директор компании Роман Бондаренко. На элеваторе, где будет работать 35 человек, открыта лаборатория, которая сможет определить число падения, засоренность, стекловидность и процент белка. В перспективе лабораторию аттестуют по НАССР.

Недруги инвестора

Элеватор в районе появился несмотря на ряд факторов, которые мешают инвестициям в регион, рассказывает председатель Изюмской районной государственной администрации Любовь Шамрай. Первая проблема — город Изюм и Изюмский район включен в зону антитеррористической операции (АТО). Близость к району боевых действий сказалась на желании местных предпринимателей инвестировать в бизнес. «Несмотря на законодательный запрет, три наших местных фермера продали хозяйства и поехали фермерствовать в Россию, где есть рынок земли», — рассказывает Шамрай.

Вторая проблема — законодательство запрещает проверку предприятий, которые находятся в зоне АТО. И такой запрет стимулирует нечестных владельцев операторов «играть» с показателями взятого на хранение зерна.

Третья проблема — контролирующие органы, например Госархстройинспекция, делает преграды инвесторам, косвенно требуя взятку. Поэтому, как сетует владелец компании «Юнитек» Юрий Михайлов, аграрии в Харьковской области не спешат строить даже напольные склады для хранения зерна. Фермеры опасаются, что не смогут легализовать свой объект, уточняет он.

Четвертая проблема — аграрии региона не имеют привычку хранить свое зерно именно на элеваторах, жалуется глава Роман Бондаренко. Его слова подтверждает владелец фермерского хозяйства «Лучшие урожаи» Андрей Карбан. «У мелких фермеров менталитет такой — им лучше на собственном складе хранить зерно», — говорит аграрий. По его словам, аграрии сейчас имеют достаточно возможностей, чтобы взять кредит на строительство элеватора. Но при этом должны просчитывать будущую рентабельность такого бизнеса для себя. По мнению Карбан, потребность хранить зерно на элеваторах возникает только при форвардных контрактах, или же при поставке зерна на конкретно определенных условиях.

Оккупированное зерно

Любовь Шамрай говорит, что мощности элеваторов района в 200 тыс. тонн достаточно, чтобы собрать весь урожай зерновых, который в прошлом был 125 тыс. тонн, в «лучшие годы» — 200 тыс тонн. Но владелец «Изюм Агро Инвест» рассчитывает, что аграрии Изюмщины в последующие несколько лет увеличат свою урожайность. «Мы изучили географию, и поняли, что здесь хуже всех собирают урожай, здесь — безумный потенциал, и новые агротехнологии еще сюда придут, и для собранного урожая элеваторов не хватит. Тем более,что у нас в регионе уже есть элеваторы, которые загружены на 120% за сезон » — комментирует Бондаренко.

Пока, комментирует предприниматель, его зернохранилище будет работать как перевалочный пункт. Технические возможности объекта позволяют проводить расфасовку зерна. Даже — фасовать продукцию в биг-беги, благодаря чему железнодорожная перевалка агрогрузов сможет обойтись доступными полувагонами, а не дефицитными хопперами-зерновозами. Бондаренко детализирует, что элеватор был построен на месте старого свеклоприемного пункта, расположенного вблизи железнодорожной станции Изюм. Главным преимуществом было наличие готового железнодорожного сообщения. Поэтому, говорит владелец «Изюм Агро Инвест», его элеватор в экспортный сезон легко сможет за сутки нагрузить «маршрут» вагонов-зерновозов в 54 вагона.

Тем более, как свидетельствуют данные УЗ, заявки аграриев Харьковщины на вагоны удовлетворяются минимум на 80%. Вероятную проблему для аграриев — недостаток вагонов, компания обещает заблаговременно исправить. «Этот вопрос мы успешно решаем: партнерское предприятие с собственным ж/д парком новых вагонов. Если не будет вагонов «Укрзализныци» — будем вывозить своими. Мы предлагаем комплексную услугу «прием-загрузка-логистика в порт». Скорость приема будет 2 тысяч тонн зерна в сутки, параллельно мы можем отгружать до 3,5 тыс. тонн. То есть загрузка вагона будет идти быстрее, чем прием», — говорит Бондаренко. Также, по его словам, компания будет развивать контейнерные перевозки. «Мы пытаемся построить универсальную платформу для перегрузки, перефасовки груза и отправки в порты. Мы хотим даже наладить поставку в порты подсолнечника крупнокубовыми зерновозами, это в Украине мало кто делает», — отмечает элеваторист. По его расчетам, за сезон элеватор мощностью в 8 тыс. тонн зерна даст 100 тыс. тонн переваленной агропродукции.

Тем более, по мнению руководительницы Изюмской РГА, услуги такого элеватора потребуются не только аграриям Харьковщины. «Минагрополитики призвал фермеров из прифронтовых территорий обезопасить свой урожай, поэтому хранить свое зерно в нашем районе. Как минимум, интерес проявили аграрии из Сватовского района Луганщины» — комментирует Шамрай.

Комплекс построил ведущий украинский производитель KMZ Industries. Основным требованием «Изюм Агро Инвест» было обеспечить единовременное хранение нескольких культур или сортов, а также оперативную их перевалку в вагоны. «Для хранения было смонтировано четыре силоса для пшеницы 3-го класса, фуражного зерна, ячменя и кукурузы, а для перемещения — весь комплекс транспортного оборудования», — Владислав Переходько, региональный представитель KMZ Industries.

Оригинал статьи: http://agravery.com/uk/posts/show/zernovij-izum-abo-ak-pobuduvati-sucasnij-elevator-poruc-z-zonou-ato 

Нет времени читать? Оставьте E-mail: